Раз или два в год я проваливаюсь во вселенную, где время может ускоряться, замедляться, делать петли, исчезать, идти вперед или назад и при этом творить чудеса и осторожно раскрывать свои тайны. Этот мир - вселенная Часодеев, которую создаёт Наталья Щерба. Уже вышло 5 книг, и это ещё не конец истории, поскольку главной героине Василисе Огневой ещё многое предстоит узнать и разгадать. Цикл добротный, выдержанный в одном ключе, хотя ключей здесь на самом деле много, как и дверей, зеркал, тайных комнат и секретных коридоров времени. Да и пишет Наталья так, что кажется что эта сказка происходила в годы расцвета детской литературы в нашей стране, подарившей нам немало прекрасных книг, не устаревших и сейчас. Ещё одна важная особенность этих книг: хоть они и написаны для детей, взрослые, в чьей груди всё ещё бьётся сердце ребёнка, тоже испытывают огромное удовольствие от чтения и слежением за приключением героев.
Новая книга называется "Часограмма". Часограмма - это такой альбом, но чтобы его открыть и суметь увидеть в нем картинки (а значит и узнать что-то из прошлого), героине придётся потрудиться и приложить максимум усилия и своего часодейского таланта. Тем более, что не всё у неё получается. И не все хотят чтобы у неё получалось. Но друзья всегда придут на помощь.
Очень осторожно автор обращается с темой взросления. Ведь герои растут (а с ними и читатели - мальчики и девочки - которые впервые познакомились с этой историей в 2010 году), и проблемы, описанные в книге, вполне для кого-то реальны. Первая любовь и масса проблемой с нею связанной, сложные попытки самоопределения и самосознания, кто я, чего хочу в жизни, как видят меня мои друзья и знакомые, отношения с родителями, которым, похоже, никогда не было столько сколько героям "Часодеев", умение видеть и выбирать главное, выработка самодисциплины и многое другое. Здесь нет нравоучений, всё подаётся очень тонко и взвешенно; подчас сразу и не сообразишь как педагогическую операцию только что провернул автор. Тем эти книги и ценны, наверное.
Самое печальное оставлено на последней трети книги. Трагедии и даже смерти. Я представляю как страдали юные читатели, но ведь всё это не просто так, картинки ради. Всё это закаляет характер главной героини, делает её сильной перед финальным боем, а он будет, я чувствую.
И ещё я снова поражаюсь фантазии Натальи. Потому что в каждой книге есть свои волшебные "фишки", и их немало. Я не знаю откуда она их берет, ведь эти "фишки" не повторяются, копируясь из других фантастических миров других авторов. Они уникальны, они запоминаются и они, черт возьми, желаются и в реальной жизни.
Ждём обещанную ранее Натальей готику в новой книге цикла, жаждем новых локаций (таких же потрясающих как подводное путешествие, коего было несколько маловато).
09\01