Dec 19, 2017 01:20
Великий композитор таинственной страны.
В современном обществе все более актуальным становится проблема отношения людей к культуре.
Невольно сталкиваясь с проявлениями современного искусства, многие среднестатистические обыватели в ужасе осознают, что музыка превратилась в бессвязный набор резких звуков, в очередях к дверям художественных музеев преобладают иностранцы, а сами они последний раз были, например, в театре во времена старшей школы, в рамках обязательного культурно-просветительского мероприятия. Да и то половину спектакля проболтали с подружкой, зачастую подшучивая над актёрами.
Безусловно, остались ещё люди, посвятившие себя культуре, но их так ничтожно мало... В условиях постоянного ускорения люди, пытаясь поймать все и сразу, зачастую просто не успевают жить. Куда уж им до культурного просвещения. Ведь гораздо проще, в попытке отдохнуть, просто щёлкнуть кнопкой пульта или зайти в привычную соцсеть.
Такую печальную ситуацию мы можем наблюдать даже в крупных культурных центрах с сотнями музеев, галерей и концертных залов. Что же остаётся на долю небольших провинциальных городов, в которых порой даже при желании некуда пойти? Казалось бы, мы должны наблюдать страшную картину ускоренно деградирующего населения, занятого сериалами и сплетнями.
Но на самом деле всё обстоит вовсе не так плохо. На личном опыте я убеждаюсь, что каждое культурное мероприятие, происходящее в городе, вызывает некий ажиотаж. Более того, он проявляется не только в среде людей старшего поколения, как можно предположить.
Отталкиваясь от своих интересов, я часто посещаю выступления, посвященные культуре других стран, временами бываю в художественных галереях. Но на этот раз я попала в практически незнакомый мне мир - мир музыки.
Отношение к классической музыке у людей проявляется не так ярко, как, например, к изобразительному искусству. В какой-то степени это объясняемо: неподготовленному человеку проще прийти в галерею, покивать с умным видом и послушать экскурсовода, в надежде хоть что-то понять, нежели ощущать накрывающую с головой волну звуков, не воспринимая их глубины и пытаясь хотя бы не заснуть.
Признаваться в таком, конечно, немного постыдно, но несмотря на 5 лет музыкальной школы и культурологическое направление университетского образования, в рамках которого нам всё же давали краткий курс по изучению классической музыки, знаю я о ней всё так же мало.
Не могу сказать, что мне совсем не нравится классическая музыка. Бывает временами такое состоянии, когда душа катастрофически требует чего-нибудь невообразимо прекрасного. Мне нравятся "Времена года" Вивальди, а, например, Рождество так и просит аккомпанимент Чайковского.
Но есть композитор, которого я люблю независимо от настроения, состояния души или времени года.
Моё первое знакомство с Григом состоялось в далёком детстве. Тогда я, конечно, ещё не представляла, что это Григ, мне просто нравились песенки из «Незнайки на Луне».
То, что это Григ, а точнее, его опера «Пер Гюнт» я узнала совершенно случайно, вероятно всего в школе. И тогда, на уроках музыки, которые, насколько я помню, всегда мне безумно нравились, мрачно-торжественная атмосфера пещеры горного короля воспринималась совершенно по-новому, уже не ассоциируясь с сердцем острова Дураков.
Следующей точкой стала история МХК, которой к счастью нашлось место в нашем урезанном курсе культурологии. Там выяснилось основное: и норвежское происхождение, и книга Ибсена, вдохновившая Грига, и сам образ Пер Гюнта как некоего мятежного героя в поисках себя и смысла жизни, и что опера не ограничивается 2-мя песнями, применёнными в мультике…
Уже тогда это было одним из, можно сказать, любимых произведений классической музыки, к которой я в большинстве своём отношусь всё же слегка настороженно, ибо несмотря на 5 лет музыкальной школы по-настоящему близка она мне не стала. А «Пер Гюнт» стал. Наверное, свою роль сыграл тот самый фактор «Незнайки», с детства заложивший какое-то особое отношение к этим композициям.
А потом со мной случилась книга. Книга совершенно ничем, кроме языка автора, манеры изложения и идеи, не примечательная, да и вышеперечисленные качества вероятнее всего имеют значение лишь для малой группки поклонников. Более того книга была даже не классикой, а всего лишь качественно написанным фэнтези. Она, собственно, и называлась так, что сначала и читать-то не хотелось - «Осторожно, женское фэнтези» Ирины Шевченко.
Но она стала для меня потрясением. Меня пробило насквозь уже с первых глав: Грига можно любить, по настоящему, не на словах, можно его слушать, можно им вдохновляться… Можно создавать образы героев, опираясь на ту самую мелодию из пещеры короля троллей… Можно написать целого доктора Грина… Это было открытием. Той каплей, которая позволила сказать, что да, я люблю Эдварда Грига.
Именно это и стало причиной того, что я пошла на лекцию, посвящённую его творчеству, в ЛОНБ, на площадке которой всё и проходило. Там часто проводятся культурные мероприятия города.
Я немного опоздала, и потому, когда пришла, действо уже началось. В малом зале категорически не хватало мест. Для вновь прибывших приходилось ставить дополнительные стулья возле дверей, а позже и вовсе за ними. Отдельно стоит отметить пёстрый возрастной состав. В зале сидели пенсионеры, мамочки с малышами, школьники. Хватало и молодёжи. Такой наплыв вполне объяснялся удобным для большинства людей временем - мероприятие проводилось в воскресенье!
Весь разносортный зал сидел, затаив дыхание. В воздухе плыла чарующая музыка, а слушатели благоговейно внимали.
Юноша, сидящий за фортепиано, производил приятное впечатление. Очень милый молодой человек, который в моём восприятии уже одним своим образом предстал истинным музыкантом, творческой интеллигенцией в лучших её проявлениях. Его звали Александр Тавризян, и он был аспирант искусствоведения Академии музыки им. Гнесиных, приехавшим в наш город ради этой лекции. Помимо прочего он оказался отменным лектором, которого было именно интересно слушать. Юноша сумел очаровать всех. Он сам словно излучал вдохновение, напитывающее залу, а благодарная публика можно сказать, превратилась в единую огромную ушную раковину, с трепетов ловившую звуки. Немного выбивались из общей атмосферы только несколько малышей, уютно сопевших на родительских коленях, и явно видевших чудесные сны.
Конечно же, атмосфера имеет большое значение, но не менее значит и содержание. И это содержание дало множество новых открытий. Оказалось, что, можно сказать, "открыл" "композитора из таинственной, практически неизвестной Норвегии" сам Ференц Лист, которому довелось услышать композиции Грига. Свои восхищения великий мастер выразил в письме, "Григу лично в руки".
Выяснилось, что творчество Грига (кто бы, хе-хе, мог подумать) не ограничивается одним лишь «Пер Гюнтом». Меня очень заинтриговал цикл «Горная дева». Александр, рассказывая о нём, исполнил отрывок, отображающий момент, когда девушка нашла склон черники. Это была такая яркая, напоённая жизнью музыка, что казалось, она может развеять любую грусть.
Очень интересным ходом мне показалось то, что лектор использовал для иллюстрации картины современников Грига, в частности его соотечественника Петера Балке, что досконально передавало атмосферу мрачно-прекрасной Норвегии. С этим приёмом напрямую связан тот факт, что 1/3 композиций Грига представляют собой пейзажные зарисовки.
Кроме пейзажей композитор любил использовать образы мистические, домовых, леших и троллей... Он понимал духов как "нечто способное вдохновить человека".
Нельзя не обратиться в своём повествовании к своему любимому «Пер Гюнту». Это, казалось бы, со всех сторон изученное произведение тоже раскрыло некоторые из своих тайн. В частности, мы познакомились с психологией троллей: «Троллям главное не стать собой, а стать собой довольным». Неожиданным открытием для меня стала эта история с троллями. Пер Гюнт не просто зашёл потанцевать на огонёк. То есть сначала он зашёл, но на этом дело не закончилось. Узнав о таком простом и в то же время глубоком отношении троллей к жизни он...пожелал тоже стать троллем. Что оказалось не так просто - нужно было отречься от некоторых присущих человеку вещей. И если поначалу без названного можно было обойтись, в конце Пер понял, что становиться троллем ему резко расхотелось. Но и вернуться он уже не мог - тролли стали его преследовать в наказание за отказ и угрожать, что придут к прекрасной Сольвейг - самому чистому и прекрасному, что было в его жизни...
На самом деле в лекции Пер Гюнт предстал уже не удачливым прожигателем жизни, а романтическим героем, который, в попытке найти себя себя потерял. Показательна история о встреченном Пуговичных Дел Мастере. Он спросил у Пера, был ли тот хоть раз в жизни собой. А не получив ответа, добавил, что Пер так ничтожен, что его не возьмут ни в Рай, ни в Ад, и предложил залезть в котёл, переплавиться в пуговицы и хоть так принести пользу людям. Пер в ужасе бежит от него, и это становится последней каплей в его чаше тоски по дому. Так начинается долгий и сложный путь обратно...
На этом моя история приостанавливается, но не заканчивается, потому что Григ, его творчество и его скрытые смыслы бесконечны.
В заключение стоит отметить, что мероприятие произвело поистине благотворное влияние на людей. Повсюду звучали аплодисменты и благодарности. Александра хвалили и просили о новых лекциях, так что вконец засмущали. И даже после завершения вокруг лектора толпилось плотное кольцо обожателей, задающих вопросы по теме и не только.
Я была очень рада, что попала на это мероприятие, которое позволило взглянуть на своего любимого композитора с несколько иной стороны, более глубоко и полно.