Путешествие на Байкал, день 5

Jul 25, 2016 14:57

30.04.2016 / 6:55 / мотель в Новосибирской области
Примерно час ушёл у меня на то, чтобы ранним утром подняться с кровати, сходить в душ и заказать скромный завтрак. Приятной неожиданностью стали обнаруженные в номере полотенца и пара тапок, которых так не хватало в предыдущем эпизоде с душевой кабинкой.

Думаю, сейчас как раз подходящее время, чтобы собраться с мыслями и более полно описать впечатления от прошедших 4-х дней автостопа. На случайных попутных автомобилях я преодолела расстояние от Москвы почти до Новосибирска, и мне есть, что об этом рассказать.





Во-первых, я очень рада, что отправилась в путешествие на Байкал именно в конце апреля. Поздняя весна - моё любимое время года! Природа пробуждается ото сна, на деревьях распускаются листья, на полях кое-где появляются первые цветы. Уже достаточно тепло, чтобы выходить на улицу в майке, при этом местами ещё можно заметить бугорки последнего снега, что создаёт какой-то особенный природный контраст. Но большая часть сугробов уже растаяла, затопила леса и луга, наполнила жизнью бодрые весенние ручейки. Все эти признаки уходящей зимы и наступающего лета я с интересом наблюдала из окон попутных машин.

Один за другим передо мной сменялись пейзажи Московской и Нижегородской области, Чувашии, Татарстана, Бурятии, Урала, далее Курганской, Тюменской, Омской и Новосибирской областей. В окрестностях Нижнего Новгорода было много затопленных лесов, а на трассе тут и там попадались ровно вырезанные прямоугольные ямы - доказательство того, что рабочие когда-то начали, но не закончили менять асфальт. Чувашию мы пересекали почти полностью в темноте; помню, что на дороге вместо ям движению препятствовали выступающие бугры. В Татарстан мы въехали уже глубоким вечером, зато в сопровождении яркого света городских огней. Дружественно сверкала фонарями Казань, а прежде Казани нас встретил совсём ещё молодой, искусственно созданный город Иннополис. По словам Руслана, Иннополис построили несколько лет назад специально, чтобы разрабатывать там современные технологии и проводить научные эксперименты, но какие именно - никто толком не знает. А я раньше и не слышала о таком проекте...

На полях Татарстана можно было заметить тот самый последний снег, а вот в соседней Бурятии весна словно вплотную приблизилась к лету: вдоль дороги играли красками жёлтые и сиреневые цветы, а местные жители торговали знаменитым бурятским мёдом. Вокруг постепенно менялся рельеф; дальше перед нами расступились Уральские горы. Дорога на Урал не давала соскучиться: она то медленно уходила наверх, то резко срывалась вниз, постоянно петляя и изворачиваясь. По пути попадалось всё меньше и меньше населённых пунктов. Чем больше мы приближались к Челябинску, тем однообразнее становилась природа. Мне показалось странным, что горы Урала покрывали одни лишь берёзы; их тонкие белые стволы плотно прижимались друг к другу в попытке выжить, а на сухих ветвях почти не проступали почки. После цветущей Бурятии Урал словно вернул меня на полгода назад - в умирающий ноябрь с унылыми голыми деревьями и сухой пожелтевшей травой.

Урал закончился довольно быстро. Из западной части России я спустилась в восточную - пустынные края, затопленные болотами. Природа Сибири встретила меня всё теми же берёзами - и, повторюсь ещё раз, с тех пор я практически не замечала вдоль трассы какого-либо ещё дерева. После Урала берёзы стали более крепкими, а на их ветках зазеленела первая листва. Впрочем, "зазеленела" - неподходящее слово; в цвете окружающей природы мне постоянно мерещился жёлтый оттенок, подкрепляя создавшееся ощущение осени. Сухие поля Курганской области, по которым бродили депрессивные вороны, плавно перетекли в заливные луга Тюменской области. Роман сказал, что в этом году весна здесь наступила рано - снег бурно выпал и так же бурно растаял, и многие деревни столкнулись с реальной угрозой наводнения.

Ранее в Тюменской области были самые плохие дороги на маршруте "Москва - Новосибирск". Роман поведал такую историю: в прошлом году какой-то иностранец (возможно, голландец) решил пересечь на велосипеде всю Россию с востока на запад и, зарулив в Тюменскую область, был искренне шокирован низким качеством асфальта на федеральной трассе. Предприимчивый заграничный турист сделал на своём пути серию кадров и направил непосредственно президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину. Каким-то образом фотографии и сопровождающее их письмо дошли, куда требовалось, и в Тюменскую область немедленно снарядили комиссию с целью подтвердить или опровергнуть поступившие данные. Как выяснилось, принятые ранее сообщения губернатора Тюменской области о том, что ремонт трассы регулярно проводится в соответствии с последними международными стандартами, оказались на редкость недобросовестным враньём. Была раскрыта очередная масштабная спекуляция, и вскоре после этой истории губернатор Тюменской области повесился. Не знаю, насколько можно верить рассказам дальнобойщиков, услышанным от других дальнобойщиков, но в долгой дороге слова единственного собеседника звучат Ну Очень Реалистично.

В Омской области я начала понимать, что лужи, образовавшиеся от растаявшего снега, здесь вряд ли когда-нибудь засохнут - это особенность Сибири, болота, которые наводняют территорию региона вдоль и поперёк. Так, двигаясь на восток, я проезжала новые болота, новые берёзы, и постепенно Омская область сменилась Новосибирской.



Чем больше я отдаляюсь от Москвы, тем меньше машин встречается мне на трассе. Легковушки уступают по количеству фурам, иномарки - отечественным автомобилям, а европейские машины - "японцам". Вдоль дороги всё реже можно увидеть кафе или хотя бы заправку.

Каждый километр, каждую минуту меня наполняют новые мысли, и я могла бы записывать их часами напролёт, но время замирает, и я лишь продолжаю смотреть на дорогу, общаться с шофёрами, слушать с ними музыку или делить умиротворяющую тишину.

Мой второй водитель, Руслан, включал в машине музыку из своего плейлиста, и мне пришлись по душе практически все его песни! Некоторые я знала очень давно: Linkin Park - Numb, Coldplay - Sky Full Of Stars... Кое-что я совсем не ожидала услышать и была приятно удивлена (например, совместный трек Mujuice и Земфиры - Возвращайся домой). А одну песню я слышала в детстве по радио, и её слова возродили во мне какие-то давно забытые светлые чувства и воспоминания. Когда я доберусь до сети, я обязательно её найду - она очень подходит в качестве саундтрека ко всему моему путешествию. Там поётся про дорогу до Солнца.

Ещё несколько страниц назад, описывая мой первый день автостопа и приключения с Русланом, я пообещала себе вернуться в записях к этим моментам и рассказать о том, какой необычный человек - Руслан, и какие простые, но в то же время сложные темы мы обсуждали в дороге. К сожалению, придётся ещё на некоторое время отложить мой рассказ, так как я уже посвятила ведению дневника непозволительно долгие два часа. Сейчас 9:00 по местному времени, и мне вновь пора отправляться в путь. Не знаю, кем окажется мой следующий шофёр, но от предыдущих осталось такое хорошее впечатление, что я выйду на дорогу с самыми положительными ожиданиями и полностью доверюсь тёплому попутному ветру.

Продолжение обязательно следует. Меня переполняет прекрасное одиночество, и я сохраняю в себе очертания всего увиденного и услышанного, чтобы затем оно обрело тысячи новых значений, воплотившись в скромном рассказе на листе бумаги. Не знаю, насколько хорошо мне удаётся передавать мысли в словах, но такое чувство, что словам не терпится появиться в этом блокноте, и невидимая муза передаёт мне желание писать дальше.

10:30 / дорога на Новосибирск
Вышла из гостиницы навстречу безоблачному утру. Перебежала пустую трассу, подняла руку и поймала первый же встречный грузовик. Водителя зовут Сергей; едем с ним в такой же Скании, как у Романа (только белой, а не синей). Очень скоро наши пути разойдутся - Сергею нужно в Новосибирск, а я выйду на повороте и буду ловить попутку в сторону Красноярска.

Сергей родом из Новосибирской области, работает на фуре 6 лет. Помимо Скании у него есть грузовик поменьше (для перевозок внутри города) и праворульная японская легковушка. Сергей улыбчивый и доброжелательный парень, но разговору предпочитает молчание. Тишину нарушает отечественная поп-музыка 90-х, льющаяся из магнитолы. Причём сначала звучало только женское исполнение: Тату, Гости из будущего, Глюкоза... Я сделала вывод о соответствующих музыкальных предпочтениях водителя, но потом оказалось, что это подборка "Дорожного радио".

11:20 / склад под Новосибирском
Дороги, которые мы выбираем, не всегда выбирают нас. Об этом спела группа Ундервуд.

В процессе того, как я рассказывала Сергею о предыдущих днях поездки, я упомянула, что из одной попутной фуры в другую я попала благодаря тому, что водители договорились между собой по рации. Сергей решил подобным же образом пересадить меня на грузовик сразу до Иркутска. Однако на подходящей развилке плотность траффика оставляла желать лучшего, а дальнобойщикам, которые вышли с нами на связь, было не по пути меня брать. В итоге родился такой план действий: Сергей заедет со мной в город, разгрузит свою фуру на складе и оттуда свернёт к более удобному участку дороги, где машины как раз-таки должны стабильно идти до Иркутска/Красноярска/Кемерово. Посмотрим, что из этого выйдет. А пока грузовик Сергея занял место на парковке перед складом, и мы ждём разрешения на разгрузку.

Сидеть в ожидании достаточно скучно и монотонно, и я начинаю думать о разных людях в своей жизни. На самом деле, я не перестаю о них думать на протяжение всей поездки. Все те, с кем меня сводила и разводила судьба - где они сейчас, чем занимаются, что в их мыслях? Многие из них, сами того не зная, сделали меня такой, какая я есть. Люди-горящие искры, чьё появление будоражило мозг, вспыхивали и исчезали на горизонте. Люди-раскалённые угли под ногами обжигали и вынуждали остановиться, но я упрямо двигалась дальше, пытаясь понять, зачем они были мне дарованы судьбой. Люди-тёплые костры обещали стабильно греть своим пламенем, но некоторые уже потухли, а на других не стоит возлагать большие надежды - абсолютна и вечна лишь тьма, через которую каждый проносит свой маленький огонь. И Солнце как собирательный образ наших внутренних огней, того света и жара, что заполняют каждое живое существо на этой планете. Солнце совершает свой ежедневный обход по небосклону, и нам кажется, что оно никогда не остановится, но на самом деле оно вообще неподвижно: сложилось так, что вращается вдогонку за ускользающим временем не яркая звезда, а скромные планеты вокруг неё.

И любую из этих мыслей, лишь косвенно относящихся к процессу моей поездки на Байкал, я могу растянуть до невозможности, пока мы нескончаемо ждём разгрузки на стоянке перед складом при въезде в Новосибирск. Я буду поливать буквами блокнот, а потом из строк-грядок взойдут ростки невесомых идей, которые распустятся уже независимо от меня и заживут своей жизнью в чьих-то умах и сердцах. Известно, что если у кого-то родилась идея, она может распространиться сколь угодно далеко, и порой для её продвижения не надо слов, а достаточно блеска в глазах.

Как и любой человек, я способна на многое, стоит лишь оторваться на несколько дней от интернета и социальных сетей, другими словами - выйти из зоны комфорта, как это принято называть. А пресловутая зона комфорта чудовищно похожа у большинства современных молодых людей. Ещё полгода назад, путешествуя автостопом от Москвы до Минска, я рассуждала с одним водителем о том, что бы произошло, если бы на планете в одно мгновенье бессрочно исчез интернет. Встали бы предприятия, поднялась паника, человечество оказалось в тотальной растерянности. Воображение рисует характерные сцены антиутопии, и некоторые вплотную подступают к нашей привычной иллюзорной реальности.

Мне нравятся дальнобойщики - почти все они крепкие и мужественные парни, которые не стыдятся работать руками и не боятся долгое время находиться наедине сами с собой. Мне кажется, что страх собственных мыслей - как раз тот фактор, который объясняет, почему многие городские жители каждую минуту обращаются к экрану смартфона, бесцельно листают новости в соцсетях и проверяют личные сообщения. Но мне не хочется никого осуждать или провоцировать на стресс, поэтому я принимаю своё поколение как есть, а по дороге улыбаюсь трактору, который вспахивает поле, рабочему, который строит дом, пастуху, который следит за скотом.

Вспоминая оставшиеся позади края, я могу отметить, что больше всего вспаханных земель мне попадалось в Татарстане и Башкирии. Суровая почва Урала и болотистая местность Сибири менее подходят для сельского хозяйства, о чём я догадывалась и ранее, и в чём убедилась воочию. При этом в Тюменской, Курганской и Омской областях я наблюдала многочисленные стада коров, овец и коней. Кони, свободно гуляющие по золотистой траве среди голубых полос озёр (назвать болотами эти насыщенные по глубине цвета, отражающие все краски неба водоёмы не поднимается рука), так вот, эти кони - зрелище, от которого захватывает дух, а пальцы бессильно зависают над кнопкой фотоаппарата, не способные её нажать. Потому что некоторые сцены не поддаются оцифровке.

13:10 / склад под Новосибирском
Удача временно повернулась ко мне спиной - мы всё ещё торчим на складе. "Полтора часа, - говорит Сергей. - Получается, ты потеряла за это время около сотни километров. Поехала бы дальше - сейчас была бы где-нибудь рядом с кафе "Наташа"".

Я затрудняюсь что-либо ответить на эту фразу.

Сергей точно так же недоволен сложившейся ситуацией. С его слов, обычно на складе разгружают моментально. Возможно, скоро мы пойдём на разборки с местными рабочими :)

А вообще, что угодно лучше, чем этот унылый склад. Я бы предпочла эти полтора часа стаптывать подошвы ботинок, шагая в одиночестве под палящим солнцем вдоль пустынной трассы.

21:40 / Кемеровская область
Прошло много часов с моей последней записи в дневнике, и это были не самые лёгкие часы моего путешествия. Подробнее напишу чуть позже, а сейчас главное: я застопила фуру DAF, которая едет непосредственно до Иркутска! Водитель представился Сашей. Ему 47. Сам из Уфы, возит грузы уже 26 лет. Машина идёт очень резво, но, думаю, дело тут в мастерстве Саши.

image Click to view





22:20 / Кемеровская область, город Мариинск
Мы остановились на ночлег в Мариинске. События в этот день сменяли друг друга с бешеной частотой, и у меня уже нет сил писать. Этим вечером меня хватит только на ужин (он же обед) в очередном сомнительном кафе. Спать буду снова в фуре. Сегодня я поняла, что начинаю уставать.

Между тем, в Кемеровской области, наконец, появились хвойные деревья и признаки настоящей тайги. Сам город Кемерово, столица Кузбасса, меня нисколько не впечатлил и благополучно остался позади.

дневник, россия, путешествия, автостоп, байкал

Previous post Next post
Up