Сражение за Дом Мельникова

Apr 06, 2013 23:54

Оригинал взят у archnadzor в Сражение за Дом Мельникова
Сражение за Дом Мельникова




Дом Мельникова (Кривоарбатский пер., 10), всемирно известный шедевр конструктивизма, страдающий от влияния соседней крупной стройки по адресу: Арбат, 39-41, постепенно становится одним из наиболее тревожных адресов для мирового градозащитного сообщества.
Недавно на сайте американского отделения DOCOMOMO International - международной организации, аккредитованной при ЮНЕСКО и занимающейся сохранением и пропагандой архитектурного наследия ХХ века, появилась статья, посвященная этому объекту. Автор - молодая русская художница из Сан-Франциско. В последние годы подобные словосочетания никого не удивляют. Тем более не удивительным является интерес международной общественности к судьбе маленького московского дома, появление которого стало одним из поворотных пунктов мирового художественного процесса. На родине конструктивизма гибнет наследие, которое считают своим архитекторы и искусствоведы всего мира.
Предлагаем вашему вниманию авторский перевод статьи.

Текст и фото Натальи Меликовой


Что происходит с Домом Мельникова в настоящее время
В течение многих лет судьба Дома Мельникова широко освещалась как в российских, так и зарубежных средствах массовой информации, при этом основное внимание уделялось семейным спорам и запутанной ситуации с правом собственности на это знаменитое здание. Несмотря на табличку “Охраняется государством”, охрана дома находится явно не на должном уровне.




И что интересно, даже в данных, указанных на табличке, содержится ошибка: там говорится, что Мельников жил в этом доме с 1920 по 1974 годы, в то время как участок земли был предоставлен ему не раньше, чем зимой 1926 года, а строительство дома было завершено лишь в 1929 году! Несмотря на то, что дом имеет почетный статус “Памятник архитектуры и истории”, пока не будет определён его собственник, предпринять какие-либо действия по сохранению дома - затруднительно. Но исторический памятник есть исторический памятник и его необходимо реставрировать и защищать, независимо от того, кто им владеет.

Физическое состояние дома сильно ухудшилось вследствие грубо проведённого в августе 2012 года сноса близлежащих строений по адресу Арбат 39-41, что само по себе является возмутительным деянием. А теперь уже видны неопровержимые (но не признаваемые) последствия ведения строительных работ, которые развернулись полным ходом, несмотря на жалобы соседей и наложенные на строительную компанию штрафы. В результате - над Домом Мельникова сейчас нависла серьёзная опасность разрушения. Но несмотря на всё это, основное внимание СМИ и органов охраны по-прежнему сосредоточено на вопросе права собственности на дом и дебатах вокруг определения концепции музея “Дом Мельникова”.




Пятого марта я встретилась в известном доме-мастерской архитектора Константина Мельникова с его внучкой - Екатериной Викторовной Каринской. В настоящее время Екатерина Викторовна живёт в этом доме, обеспечивая его физическую сохранность и следя за тем, чтобы все условия завещания Виктора Константиновича Мельникова были исполнены. (Согласно завещанию: «В доме должен быть создан музей, посвящённый как отцу, так и сыну. Дом является объектом музейного показа и сама экспозиция должна находиться в других помещениях. Дом и архивы должны стать собственностью государства, в музей должен быть свободный доступ всем желающим»). Я попросила её рассказать, в каком состоянии сейчас находится Дом Мельникова, и как сказываются на доме ведущиеся рядом с ним строительные работы.




Екатерина Викторовна: «По-моему, все это делается для того, чтобы дом просто уничтожить. Снести его нельзя - это будет такой резонанс очень нехороший. Поэтому дом подкопали с двух сторон, пошли разрушительные процессы в грунтах. Сейчас ставят плотину (подземный гараж), чтобы дом уже сам упал. А как сам упадёт, скажут: «Ну, что вы хотите, старый... Ну, уже жизнь закончилась, умер». Участок освободится. Можно еще один многофункциональный, никому ненужный центр построить. Потому что я понимаю, ради чего губят дом. Ради того, чтобы построить совершенно ненужную вещь какую-то».




Ясно, что строительные работы будут вестись и дальше, и так или иначе, что-нибудь будет построено (ведь в данном случае речь идёт об очень дорогой земле в центре Москвы).
Поэтому я спросила Екатерину Викторовну, есть ли, на её взгляд, какой-либо путь, позволяющий избежать полной катастрофы. Не колеблясь, она сказала, что наибольшую угрозу для физического состояния дома представляет запланированное строительство подземной парковки при многофункциональном центре, непосредственно прилегающем к участку Дома Мельникова. В течение многих лет прямо под домом протекают грунтовые воды, в результате чего в нескольких местах произошло проседание земли до 30 сантиметров. Как следствие, передний фасад неуклонно оседает, а оконные стёкла трескаются. Сейчас на стройке забивают сваи для подземного гаража - на глубину 20 метров. А сами стены подземного гаража будут уходить под землю - на восемь метров. Они создадут эффект плотины: перегородят ток подземных вод, что приведёт к подтоплению Дома Мельникова. Это создаст самую непосредственную опасность для дома.







Обеспокоенность вызывает и тиражируемое везде утверждение, что Дом Мельникова (находящийся на расстоянии 37 метров от стройплощадки) не попадает в зону воздействия строительных работ.
В действительности - это не так, о чём свидетельствуют вновь появившиеся трещины на Доме Мельникова. Однако этот факт не признается, ведь никто не хочет нести за него ответственность; те, на кого возложена обязанность проводить мониторинг состояния здания, в официальных отчётах заявляют, что “всё в порядке”. Но ситуация как раз обратная, и новые трещины ясно и наглядно указывают на то, что Дом Мельникова оказывается в зоне влияния строительных работ.










Вот что сказала Екатерина Викторовна в своём интервью Николаю Васильеву 6 февраля 2013 года об отсутствии должного документирования этих трещин:
«У меня с августа или июля ведут наблюдение за этими трещинами, кто-то фотографирует, результаты мне не дают, сказали, что дадут отчет за какой-то период. Отчет вроде бы написали, отдали заказчику. Заказчик «Траст-Ойл» (он же - застройщик участка Арбат 39-41 - прим. Архнадзор), руководитель которого сказал, что Дом Мельникова - это бельмо на глазу Москвы, которому не место тут».




Нет никаких причин для обрушения старого здания, если только в этом не будет кто-либо заинтересован. В Москве предостаточно новых бизнес-центров, роскошных квартир и многофункциональных комплексов. Необходимо, чтобы до начала рытья котлована под подземный гараж было принято распоряжение о временной приостановке работ, что дало бы специалистам время заново произвести оценку проекта и последствий воздействия строительных работ на архитектурный памятник.




The Constructivist Project (Конструктивистский Проект). Воздать должное искусству и архитектуре авангарда!
Работа по теме Дома Мельникова является продолжением моей дипломной работы по фотографии, посвящённой объектам русского авангарда в Москве. The Constructivist Project включил в себя как фотосъемку архитектуры авангарда с её динамичными формами и другими характерными чертами, так и пропаганду необходимости её признания и сохранения, как имеющей историческое значение. Мой интерес к Дому Мельникова и русскому авангарду основан исключительно на моей любви к Москве и ее архитектуре! Совсем недавно я перебралась с солнечного побережья Калифорнии назад в мой любимый родной город Москву, чтобы продолжить фотографировать и помогать сохранять архитектуру авангарда. Мне хочется, чтобы то, что я люблю фотографировать, было бы возможно в будущем созерцать и другим: и Дом Мельникова, и Шуховскую Башню, и Здание Наркомфина, и типографию журнала “Огонёк” Эль-Лисицкого.

В январе этого года я посетила Дом Мельникова, сопровождая группу аспирантов Факультета архитектуры, планирования и охраны архитектурно-исторических памятников Колумбийского университета Нью-Йорка, которые приезжали в Москву в рамках учебного курса “Soviet AvantGarde. How to preserve an experiment?” (“Советский авангард. Как сохранить эксперимент?”) Аспиранты представляли разные дисциплины - сохранение исторических памятников, архитектура, история искусств - и было интересно наблюдать, какое любопытство и интерес вызывал у них этот дом - с его чрезвычайно продуманными архитектурными решениями. Все в этом эффективном и экономичном здании необычно: конструкция, организация пространства, функциональность и т.д.




В своей книге «Melnikov: Solo Architect in a Mass Society» («Мельников: самостоятельный архитектор в массовом обществе»), Фредерик Старр охарактеризовал дом как “одно из наиболее смелых, проблематичных, своеобразных, но в то же время, по своему символических сооружений эпохи НЭПа в России”. Признавая, что я - не первый человек, влюбившийся в Дом Мельникова и русский авангард, хочу выразить надежду, что мои усилия и The Constructivist Project помогут дому!

Вы можете выразить свою поддержку и следить за ходом The Constructivist Project на Facebook и Twitter. Присылайте ваши вопросы и/или комментарии. Пишите на адрес: theconstructivistproject@gmail.com

Хотелось бы также поблагодарить Екатерину Викторовну Каринскую, Егора Егорычева (автора недавно вышедшей книги «Дом Мельниковых: Константина и Виктора») и Николая Васильева (искусствоведа и члена DOCOMOMO- Россия) за предоставленную для данной статьи информацию. И, конечно, большое спасибо всем, оказавшим поддержку The Constructivist Project!




ВАМ

Previous post Next post
Up