Воть... разрешили - хвастаюсь.
Дисклаймер: мое - мне, а сей труд принадлежит замечательнейшему человечку - Балашовой Вере (низкий ей поклон).
Привожу пока небольшую часть:)
4. Представление теории "раздвоения личности" у главного героя Габриэля в романе "Как развеять скуку".
Раздвоение личности - феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго-состояниями. Каждая Альтер-личность в таком случае имеет собственные стереотипы восприятия и взаимодействия с окружающей средой. Людям с множественной личностью определяют диагноз «диссоциативное расстройство идентичности», или «расстройство множественной личности». О раздвоении личности главного героя мы узнаем с первых страниц. («Какой разум? Он у тебя разве есть?» - тут же раздался в голове тонкий голосок. Есть у меня такой грешок - периодически начинаю страдать раздвоением личности. Причём периодичность произвольная. Раздвоение может не проявляться годами, а потом эта заноза как проснётся и как начнёт комментировать все происходящее - сушите вёсла. Приплыли. И главное, я до сих пор не могу вспомнить, с чего это раздвоение началось.) В дальнейшем автор использует 2 самостоятельных понятия "раздвоение личности" и "шизофрения" как взаимозаменяемые, что само по себе в психологии невозможно, ибо эти понятия характеризуют разные оттенки отклонения личности. ("К тому же я только с виду белый и пушистый. «Чёрный и гладкий» - уточнил, снова просыпаясь, внутренний голос, который мне последние года все чаще и чаще начинал напоминать о таком неприятном слове «шизофрения»; "И да будет земля пухом этому миру! - оскалилась моя персональная шиза - "Не каркай, милая") По определению шизофрения - это преждевременное слабоумие - полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, связанное с дезинтеграцией процессов мышления и эмоциональных реакций. То есть расщепление личности при множественном расстройстве является массивным или молекулярным, формируя довольно сложные и интегрированные относительно себя личностные субструктуры, а расщепление при шизофрении обозначаемое как дискретное, ядерное или атомарное, представляет собой отщепление отдельных психических функций от личности в целом, что приводит к её дезинтеграции. Принципиальное различие этих двух терминов стирает особенность стиля фэнтези, где категория нарушения каких либо рамок и границ является доминантной. Причем устранение этих границ не несет за собой повального абсурда и противоречия. Очень часто у человека с симптомами раздвоения личности одна из личностей является ребенком (или личностью с ярко выраженным инфантильным поведением). То же самое мы наблюдаем у Габриэля ("Сколько мне раз советники говорили, что я должен вести себя подобающе своему возрасту, статусу и уму (после упоминания последнего я решил, что это завуалированное оскорбление)... "И правильно сделал", -- пробормотали в сознании чересчур серьезным тоном."). Более того, уже во второй главе мы начинаем подозревать, что вторая личность нашего героя имеет женское начало ("Был бы девушкой, влюбился бы. "Странные замашки"... Ну, или возненавидел бы всех блондинов. "Уже теплее", -- уточнил внутренний голос."). Так же о женской сущности Альтер-эго нашего героя говорит и его обращение со "вторым Я" ("Не мешайся, милая"). Эльфийка Анабель даже подмечает некие женские черты лица и манеры князя ("И вообще - на девочку смахивает). Даже вампиры, нашедшие Габриэля в ловушке, приняли его за девочку ("Какая милая девочка... И что же ты тут забыла, крошка?"). В литературе описан подобный случай разнополого раздвоения. 1908 - Г. Г. Эверс публикует рассказ «Смерть барона фон Фридель», который первоначально носил название «Второе Я». В рассказе речь идёт о расщеплении сознания на мужскую и женскую составляющую. Оба компонента поочерёдно завладевают личностью и, в конце концов, вступают в непримиримый спор. Барон застрелился, а в заключении рассказа сказано: «Разумеется, о самоубийстве здесь не может быть и речи. Скорее так: он, барон Езус Мария фон Фридель, застрелил баронессу Езус Мария фон Фридель; или же наоборот - она убила его. Этого я не знаю. Хотелось убить - он или она - но не себя самоё, то другое хотелось убить. Так и вышло». Теперь дадим характеристику "второму Я" Темного Князя (его основные черты характера, особенности поведения представлены в пересказе сюжета). Второе-Я Габриэля "вредная", любит вступать в спор со своим доминантным Я, воплощенным в телесном образе (после получения аванса от нанимателей-Светлых она требует пересчитать деньги): "Пересчитывать их (деньги) я не стал нарочно, пусть видят, как я им доверяю. "А я нет! Пересчитывай давай", - попытался встрять внутренний голос. <...> "Ну ладно, только сразу!" - "И в кого ты такая вредная?" - "Догадайся". В седьмой главе Габриэль рассказывает историю своего создания, которая помогает пролить немного света на двойственную сущность главного героя. В особенности интересным представляется следующее замечание, в котором упоминается сестра Князя Тьмы ("Он рассказывал по ночам сказки маленькой сестричке. Но она все равно боялась и плакала. Тогда брат, чтобы защитить ее, поглотил Свет. Так появился Сумрак. Всесильное существо с возможностями творца и с вечно молодой душой смертного. Существо, из-за своего всесилия обреченное на вечность..."). Далее в 9 главе автор дает нам подсказку, благодаря которой внимательный читатель может сопоставить предыдущую история с данной и сформулировать какую-либо догадку насчет Альтер-эго героя. ("С добрым утром, милый!" О, а вот и моя шиза проснулась. "Давно не слышались, родная. Как жизнь?" -- "Скажи, как ты себя чувствуешь, и я скажу, что ты тупица!" -- "Спасибо, дорогая, ты как всегда тактична". -- "Вся в тебя!" Ну, да, конечно, мы же... А кто мы? Ну, вот, видимо, меня так сильно приложили, что я забыл.). Анализируя текст, мы можем найти много неоконченных размышлений, которые наталкивают читателя на мысль о том, кто же все-таки является второй сущностью Габриэля. ("Милая, ты тут? «Куда же я денусь?» - тут же прозвучал в голове усталый голос. Сейчас ехидства в нем не было. Хорошо, что тут, - улыбка получилась странной. Надо признать, что я успел привыкнуть к раздвоению своей личности. Знаешь, милая, мне там казалось, что я всё вспомнил… А теперь снова забыл. Правда, глупо? «Конечно, глупо. Ты давай лучше разберись, что случилось». Как скажешь.); ("Душа есть во мне, но не у меня. Вот такая хитрая штука. Только вот не помню я, почему так…"); ("Всё-таки, как-никак, я живу и управляю Тьмой. Но и чуть-чуть света во мне есть. Только вот не помню откуда.") Еще одна интересного особенность представленного дисоциативного расстройства идентичности, это то, что две личности не конфликтуют между собой, а действую одновременно, при этом руководить оболочкой может лишь сам Габриэль, а его "шиза" занимают позицию наблюдателя и комментатора. Но с течением времени влияние второго-Я становится сильнее и начинает принимать решение самостоятельно ("Хм… а ведь идея про нос мне не принадлежит, снова ты? «Ну, да, раз словами тебя не образумишь…» Молчи! Не помню, чтобы раньше внутренний голос оказывал такое воздействие на мысли. Он мог лишь советовать или комментировать, но никак не думать за меня…"). По необъяснимым причинам "второе-Я" набирает силу, и апофеозом действия является неожиданный распад Габриэля, высвобождение его альтер-эго ("«Ну, всё, догеройствовался. Теперь буду тебе вправлять мозги», - радостно пропела шиза. «Раздельно!» И тут я вспомнил!") И далее мы наблюдаем полное расщепление личности на две составляющие, в результате которого получились: 1) молодой мужчина, лет тридцати, с грифельно-черными волосами и утонченным аристократическим лицом; 2) худенькая девушка, с длинными золотистыми волосами и огромными синими глазами. ("Это Габриэль, так же известная как Свет. Ваш...а княгиня. А я, собственно, Тьма. И тоже Габриэль."). Итак, мы узнаем, что две личности, уживавшиеся в одной, когда-то были самостоятельны и существовали вне зависимости друг от друга и каждая имела свою телесную оболочку.
Характерная черта, проявляющаяся у Габриэля и подтверждающая диссоциативное расстройство его идентичности - это деперсонализация. Деперсонализация - это изменённое (в большинстве случаев описываемое как искажённое) восприятие себя и собственной реальности.
Диссоциативное расстройство идентичности, как считается, вызывается совокупностью нескольких факторов: непереносимый стресс, способность к диссоциации (включая способность отделять свои воспоминания, восприятия или идентичность от сознания), проявление защитных механизмов в онтогенезе и - в период детства - недостаток заботы и участия в отношении ребёнка при травматическом опыте или недостатке защиты от последующего нежелательного опыта. Именно подобный случай мы и наблюдаем у нашего героя: его родители покинули их с сестрой еще в детстве, оставив Тьму и Свет на произвол судьбы. С теорико-психологической точки зрения, у героя сработал механизм защиты, который в дальнейшем под гнетом неприятностей и стрессовых ситуаций привел к патологии в виде диссоциативного расстройства идентичности. Также диссоциация рассматривается как симптоматическое проявление в ответ на травму, критический эмоциональный стресс, и оно связано с эмоциональной дизрегуляцией и пограничным расстройством личности. Согласно лонгитюдному (долгосрочному) исследованию Огавы и др., наиболее сильным предсказательным фактором диссоциации у молодых людей было отсутствие доступа к матери в возрасте 2 лет. Автор подчеркивает, что Габриэль с самого рождения жил без матери и это еще раз дает основание полагать, что наш герой имел все предпосылки к данному патологическому расстройству. Многие последние исследования показали связь между нарушенной привязанностью в раннем детстве и последующими диссоциативными симптомами, также очевидны данные, что насилие в детстве и заброшенность ребёнка зачастую способствуют формированию нарушенной привязанности. А как мы помним на Тьму и Свет постоянно нападали существа из других миров, и вся ответственность за спасение их жизней лежала на плечах Габриэля.