Применение Модели 5 сил Портера при составлении бизнес-плана

Aug 10, 2011 11:51

Модель 5 сил Портера очень мощный инструмент анализа, однако, имеет некоторые сложности. Самая первая из них - определение границ индустрии/отрасли, которую Вы анализируете. Не слишком очевидно кого же считать конкурентами. Всё зависит от того, какова конечная цель Вашего анализа. В случае составления бизнес-плана обычно надо разработать корпоративную стратегию, предложив новое направление бизнеса (новый продукт или новый регион продаж существующего продукта). По-хорошему, для каждого направления бизнеса из которых вы выбираете, должен производиться собственный, специфический для отрасли, анализ пяти сил Портера, а, следовательно, конкуренты будут очень разные. Конкурентами считаются производители товаров/услуг, удовлетворяющие те же потребности клиентов, что и товары/услуги Вашей фирмы. Существует тонкая грань между производителями товаров-заменителей и прямыми конкурентами. Это различие основывается на различии между нуждой и потребностью. ("Нужда определяется как ощущаемое человеком чувство неудовлетворенности чем-то или нехватка чего-либо. Нужды людей очень разнообразны, многочисленны и сложны. Среди них выделяются физиологические, социальные и духовные нужды." Для их выявления, обратите внимание на систему ценностей Ваших клиентов.) Потребность, в отличие от нужды, имеет "овеществленные очертания" и на её формирование влияет контекст, культура и воспитание. Пример нужды - жажда, пример потребности - кофе, или апельсиновый сок, или сидр, или молоко и т.д.

В рамках такого сравнительного анализа прибыльности индустрий (возврат инвестиций) высокая степень детализации не нужна и часто не возможна (скорее всего, у Вас не будет очень глубоких познаний во всех сравниваемых индустриях). Поэтому ограничьтесь только той информацией, которую можно будет использовать для следующих двух целей:

1). Для выбора наиболее интересного, с точки зрения прибыльности, направления бизнеса. Если Вы сравниваете много направлений бизнеса, то не надо приводить для всех них анализ 5 сил Портера в Вашем бизнес-плане, так Вы расфокусируете внимание людей, изучающих Ваш бизнес-план. Вы можете привести только выводы из Вашего анализа, а сами аналитические выкладки или вынести в Приложения или вовсе опустить.

2). Для проведения SWOT-анализа для разработки маркетингового плана для нового продукта/подразделения компании. Здесь Вам нужны будут ВСЕ важнейшие возможности, предоставляемые внешней средой, и ВСЕ самые опасные угрозы.
Удачи в составлении Вашего бизнес-плана!
Подробнее почитать о модели 5 сил Портера можно здесь:
Использование модели 5 сил Портера. №2. Фармпрепараты и Цементная индустрия.
http://ola-vinogradova.livejournal.com/70556.html
Использование модели 5 сил Портера для анализа индустрии продажи одежды «высокой моды»
http://ola-vinogradova.livejournal.com/69785.html
Mind Map. Маркетинг. Элементы структуры отрасли по Портеру.
http://ola-vinogradova.livejournal.com/24600.html

бизнес-план, модель 5 сил Портера, бизнес-анализ, маркетинг, анализ

Previous post Next post
Up