Подготовлено в рамках доклада «Неизвестная Россия: энергия предпринимателей», представленного Международным экспертным советом по России Всемирного экономического форума.
РЕЗЮМЕ
Даже через 25 лет после распада СССР предпринимательство в России остается не столь заметным явлением. Дело, видимо, в том, что экономика России настолько сильно ассоциируется с природными ресурсами, что ее по инерции редко считают благоприятным местом для развития частного бизнеса. Тем не менее за это время российское предпринимательство прошло большой путь, и многие компании превратились в лидеров рынка, причем не только внутри страны.
Предпринимательство - это не только создание новых компаний. Это особая культура и особый дух, которые помогают бизнесу постоянно перестраиваться и в конечном итоге добиваться цели. Данное исследование направлено на выявление и изучение именно таких компаний. Наша цель - понять, какие стратегии привели выбранные нами компании к успеху, а также то, с какими вызовами они могут столкнуться в будущем.
Найти в России успешные частные компании оказалось проще, чем мы думали. Притом что на отрасли, связанные с природными ресурсами, приходится почти 95% российского экспорта, в структуре ВВП их доля составляет всего 15%. Это значит, что оставшиеся 85% ВВП практически не связаны с ресурсодобывающими отраслями, и, на наш взгляд, именно здесь и стоит искать примеры успешного частного бизнеса.
Для этого исследования мы выбрали 15 российских компаний из сфер розничной торговли, потребительских товаров, высоких технологий, потребительского кредитования и телекоммуникаций. Эти компании успешно бросают вызов своим международным конкурентам в России, а иногда и на зарубежных рынках.
Исследование показало, что своему успеху компании обязаны способности отвечать на вызовы и играть на особенностях российского рынка. Благодаря этому они смогли занять прочные позиции и развить свои конкурентные преимущества гораздо успешнее соперников. Мы выделили несколько стратегий их успеха:
1) Местное предложение: эти компании лучше других понимают российский рынок и предпочтения потребителей, на основе чего и создают свое уникальное предложение.
2) Эффективная адаптация: эти компании выигрывают за счет того, что лучше своих конкурентов решают проблемы плохо развитой инфраструктуры и отсутствия надежного аутсорсинга за счет формирования внутренних компетенций или устранения слабых звеньев цепочки создания стоимости.
3) Глобальная ниша: опираются на высококвалифицированных российских специалистов, прежде всего научно-технического профиля, для создания уникальных продуктов и решений для глобального рынка.
4) Глобализация операций: начав бизнес внутри страны, эти компании довольно быстро разворачивают свои операции за рубежом, размещая производственные и сервисные подразделения по всему миру.
Приведенные выше четыре стратегии доказали свою успешность, особенно на фоне проблем российской экономики, но помогут ли они компаниям сохранять свои конкурентные преимущества и дальше?
Потребители становятся требовательнее, конкуренция усиливается, экономическая ситуация далека от идеальной - все это заставляет бизнес искать новые стратегии и подходы. Между тем изученные нами компании по-прежнему делают ставку на «жесткие» факторы конкурентоспособности, вкладывая в развитие и создание новых продуктов, продвижение бренда и расширение каналов сбыта, уделяя недостаточно внимания таким «мягким» областям, как трансформация бизнес-моделей, развитие клиентского опыта, формирование стратегических альянсов и тактических коалиций.
Мы убеждены, что даже для самых успешных российских компаний наступил решающий момент: будучи признанными лидерами рынка, смогут ли они сохранить предпринимательский дух и найти новые источники роста на все более конкурентном и проблемном рынке?
ВВЕДЕНИЕ
Начавшийся около 25 лет назад переход к рынку и крах государственной плановой экономики открыли перед российским бизнесом никогда ранее не существовавшие возможности, особенно в сфере услуг, а растущие потребности населения, появление среднего класса и рост доходов усилили эту трансформацию. Новые экономические условия также дали молодым российским компаниям доступ к международным капиталу, рынкам и технологиям. В результате в последние два десятилетия в стране появилось множество динамично развивающихся компаний, чьи амбиции распространяются не только на Россию, но и на другие страны.
Несмотря на это, истории успеха российских частных компаний по-прежнему не на слуху. Предпринимательство все еще считается не движущей силой, а побочным результатом основных изменений в российской экономике.
Вместе с тем имидж России в мире продолжает определяться отраслями, связанными с добычей природных ресурсов. С этим сложно спорить, так как страна занимает высокие позиции в экспорте нефти, газа, угля, металлов, продукции лесного хозяйства и других сырьевых товаров, а на долю этих отраслей приходится почти 95% экспорта России, который составляет 500 млрд долларов США. Но мало кто знает, что доля этих же отраслей в структуре ВВП России, равного 2 трлн долларов США, колеблется на уровне всего 15%, а остальные 85% экономики России - это отрасли, не связанные с сырьем или природными ресурсами (см.1). Это данные Росстата, который иногда критикуют за подход к учету трансфертного ценообразования, однако Всемирный банк приводит в своих оценках, основанных на природной ренте, близкие показатели - 18,7% (см. Federal State Resource Statistics, 2013; Word Bank 2012). Именно эти 85% российской экономики представляют собой довольно обширное жизненное пространство для частных компаний.
Настоящим исследованием мы не ставили себе цель изучить все частные компании, которые попадают в эти 85% российского ВВП, мы хотели показать примеры выдающихся, на наш взгляд, историй успеха за последние два десятилетия.
Цель проекта - рассказать о группе динамично развивающихся, хотя и не всегда находящихся на слуху, конкурентоспособных и инновационных российских компаниях, уделяя особое внимание историям и стратегиям их успеха, а также проблемам, с которыми они могут столкнуться в будущем.
Истории того, как эти компании стали лидерами рынка, как нельзя лучше показывают на практике наличие положительных экономических факторов в российской экономике, которая все еще находится под грузом многочисленных проблем. Несмотря на эти проблемы, в последнее время в масштабах всей страны мы видим важные позитивные изменения, не в последнюю очередь произошедшие благодаря успеху этих новых бизнес-лидеров.
Один из важных показателей изменений - постоянное улучшение позиций России в таких престижных мировых рейтингах, как Глобальный индекс инноваций (разработан совместно с Высшей школой управления при Корнельском университете, Школой бизнеса INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности), Индекс глобальной конкурентоспособности (разработан Всемирным экономическим форумом) и Индекс легкости ведения бизнеса (разработан Всемирным банком) (см.2).
Среди партнеров по БРИКС Россия показывает наиболее позитивную динамику изменения позиций. В Глобальном индексе инноваций и Индексе мировой конкурентоспособности Россия занимает второе место после Китая, а в Индексе легкости ведения бизнеса Россия уступает только ЮАР.
Результаты России в этих рейтингах подкрепляют и подтверждают друг друга. Так, Индекс инноваций и Индекс конкурентоспособности говорят о том, что ее главное преимущество - человеческий капитал. В России самый высокий в мире набор студентов в высшие учебные заведения, значительная доля которых выбирают специальности, связанные с наукой и технологиями, а вкупе с этим огромный контингент исследователей обеспечивает стране большое число патентов и новых промышленных образцов. Как следствие, Россия показала хорошие результаты по таким составляющим Индекса инноваций, как развитие технологий и экономики знаний и уровень креативной деятельности.
Согласно Индексу конкурентоспособности, уровень благосостояния страны зависит от ее уровня производительности. Россия обязана своим сравнительно высоким местом в рейтинге размеру своего рынка, макроэкономическим условиям, а также высшему и школьному образованию и здравоохранению. Еще один важный положительный фактор - это последовательное проведение реформ, направленных на улучшение условий ведения бизнеса, отражающихся в Индексе легкости ведения бизнеса. Успехи в основном достигнуты в области упрощения регистрации собственности и доступа к электросетям. Тем не менее, несмотря на эти реформы, стране по-прежнему многое нужно сделать в совершенствовании нормативно-правовой базы, улучшении качества институтов и развитии рынка.
Необходимость дальнейших реформ оставляет государству значительный простор для повышения эффективности нормативной базы, однако успешный частный бизнес и сам по себе способен стать движущей силой, которая простимулирует инновации, конкурентоспособность и развитие рынка. Помимо государственного внедрения «сверху» изменения могут инициироваться «снизу» самими предпринимателями и на самом деле уже инициируются. В нашем докладе мы собрали примеры именно такого бизнеса.
Истории изученных нами компаний тем более впечатляют, что им под силу менять условия ведения бизнеса в России. Их пример вдохновляет молодых предпринимателей; их растущее влияние формирует повестку дня регулирующих органов и тех, кто определяет политику; их прочные позиции на рынке меняют - а иногда и создают - отрасли, в которых они осуществляют свою
деятельность.
Все вышесказанное делает исследование подобных компаний захватывающим и интересным погружением в корневые причины их успешности.
Настоящий доклад включает три аналитические части и приложения с конкретными историями успеха. В главе 1 приводится обзор методологии, использованной при отборе компаний, а также общий подход к исследованию. В главе 2 подробно рассматриваются рыночные стратегии изучаемых компаний и ключевые факторы их успеха. В главе 3 представлен общий обзор проблем, с которыми компании могут столкнуться в будущем, а также уделяется особое внимание инновациям различного рода как одному из ключевых решений для преодоления таких проблем. В заключительной части дан обзор основных аспектов настоящего исследования. В приложении к докладу представлены 15 выдающихся историй успеха наших главных героев - российских компаний, которые успешно бросают вызов глобальным конкурентам и задают пример для подражания новым поколениям российских предпринимателей.