Эффект Веблена
Что?
англ. Veblen effect
эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что
товар имеет цену
более высокую,
по сравнению с товарами-заместителями,
а не более низкую
демонстративное потребление,
которое возникает при потреблении благ,
недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой
Зачем?
товары приобретаются для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на других
Такое потребление подчёркивает социальную
значимость
(статусность)
того, кто может себе это позволить
Как?
Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей:
его реальной стоимости
и престижной
Термин предложен:
назван по имени экономиста Торстейна Бунде Веблена автора
концепции демонстративного потребления
Кем?
американским экономистом Харви Лейбенстайном (Harvey Leibenstein)
Где?
в его статье «Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса»
Когда?
1950 г.
Как?
прямая зависимость:
повышение цены на товар
приводит к повышению уровня его потребления
Сравните:
с эффектом Гиффена
Аналогичное повышение спроса при росте цены
для недорогих повседневных товаров
с эффектом сноба
принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от
размеров потребления остальных,
тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от
цены на аналогичные товары,
когда потребитель выбирает самую высокую цену из возможных
Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Эффект Веблена
Лейбенстайн Х. (1999). Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса / пер. с англ. И. Попович. В кн.: Вехи экономической мысли / сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. Т. 1: Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: 304-325.
seinst.ru/files/leibenstein_bandwagon.doc
econteor.ru/genteor/opebr.php?pgh=5xx2