Кривая Бандуры
Определение:
Кривая Бандуры названа так по имени
Альберта Бандура,
психолога стенфордского университета
Этап 1. «Новичкам везёт»
Я ничего не знаю.
Я только приступил к изучению.
У меня радужные перспективы
Я нашел «таблетку от всего»
- сейчас её выучу и стану отлично жить.
Кривая Ожидания (красненькая),
возвышаясь над кривой Реальности (синенькая).
«Горение» заставляет организм мобилизировать скрытые резервы, человек делает больше, может даже не спать.
Обычно очень хорошие результаты.
Кривые
Ожидания
и Реальности
стремительно и почти параллельно идут вверх
Этап 2. «Стабильное плато»
Новичок доходит до предела своих способностей на сегодняшний день
Большинство инофрмационных моделей выучены и есть знания
Нет комплексных умений
- их надо развивать, отрабатывать до навыков
Показатели перестают возрастать,
а Реальность начинает потихоньку расходиться с Ожиданиями,
как это видно на кривой
На этом этапе одного энтузиазма недостаточно
Это точка с которой колличество
должно начать переходить в качество
Этап 3. «Провал»
В самом драматическом варианте
Ожидания
и прогноз роста
сильно расходятся с
Реальностью
и текущим положением
Наступает разочарование,
что влияет на соматику
Отсюда происходит падение всех показателей работы
Это феномен получил название «Провал преднаучения» (см главу в книге Карен Прайер)
Человек уже реально оценил, чего стоит
и кривая Ожиданий становиться ровной (определилась планка),
Реальность же катастрофически падает
И вот здесь наступает разветвление сценариев,
которое зависит от самого человека
Этап 4-вараинт «Обвал»
Человек фокусируется на падении показателей относительно Ожидания,
что заставляет их падать ещё быстрее (грязно зелёный)
Мрачное настроение
Растеряность и поиск «помощников» (которые тут не помогут)
В итоге
отказ от затеи «заниматься этим»
- «мне не дано, не везёт»
и другие обвинения окружающих условий
Этап 4-вариант «Подъем/рост»
Человек продолжает упорно делать тоже самое при этом фокусируясь
не на падении,
а на том росте/прогрессе по сравнению с собой ещё аж до начала обучения (этапа 1)
Понимает что эта технология не панацея от всего и лично в его конкретных условиях решит только очень конкретный ограниченый круг проблем/вопросов/целей
Собственно уже до этого этапа все простые проблемы должны были быть разрешены и этому можно порадоваться
Внимательно начинает находить новые детали в своей работе - отличные контексты применения, способы где-то чего-то улучшить ведь описание модели не догма, а только опорные костыли
Отбрасывает навязанное (учили то нас «по учебнику»), что есть в теории, но в его личном конкретном случае почему-то не работает и тянет его вниз
Полностью оптимизировал технологию к себе переводит их в навыки и начинается стабильный рост до ожидаемой планки
Аналогия:
В процессе формирования команды:
Forming
Формирование
Storming
Штормление
Performing
Работа
Открытия Бандуры:
Источники:
http://dan.kiev.ua/2010/10/19/model-rosta-krivaya-banduryi/ Bandura, A.
(1982). Self-efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 37, 122-147.
«Социальная теория научения» (1977)
wiki.myword.ru›index.php/Бандура_Альберт
Mind Map:
© Ольга Виноградова, 2014
См. также: Открытия Бандуры.
http://ola-vinogradova.livejournal.com/481821.htmlПритча про алмаз и плато Бандуры.
http://ola-vinogradova.livejournal.com/481583.htmlТеории личности. Социально-когнитивное направление.
http://ola-vinogradova.livejournal.com/241934.html