Смешение логических уровней. Грегори Бейтсон.

May 07, 2014 09:00



Смешение логических уровней. Грегори Бейтсон
По Бейтсону, коммуникация
состоит из "сообщений",
различающихся
не только сюжетом,
но и логическим уровнем, т.е. они могут быть:
более конкретными
Пример:
Кошка сидит на стуле
или более абстрактными
Пример:
Все кошки ленивы
ещё более общее сообщение
Животные не двигаются без надобности
т.е. сообщениями более высокого логического типа
высокие типы абстрактных сообщений
не свойственны животным
и являются особой характеристикой человека
Простейшие виды абстракции
встречаются уже у высших животных
Пример:
Игра
способ общения, при котором животное имитирует серьезные занятия, вроде
борьбы,
охоты
или полового сближения
Уже у животных есть система сигналов, отделяющих
"игровое"
поведение
от "серьезного"
Более сложные виды абстракции
Примеры:
повседневный юмор
театр
политика
религия
Переход к этим игровым состояниям отмечается сигналами, определёнными
1.
отчетливо
контекстом
Примеры:
театральный зал
обстановка богослужения
2.
невербально
нематериально
Примеры:
интонация голоса
жесты
выражение лица
объявлением
"это шутка"
Отдельный вид абстракции
Агрессия
Примеры:
повседневные сцены раздражения
военные психозы
Сигналы перехода в агрессивное состояние
Примеры:
от повышения тона
до объявления войны
Шизофрения
- это расстройство этой сигнальной системы
неспособность
воспринимать
и производить
сигналы,
определяющие смысл
следующей за ними коммуникации,
что делает невозможным
нормальное общение.
шизофреник не понимает,
в каком состоянии находится другой человек,
и чего от него можно ждать
"шизофренический винегрет"
Чтобы не определять эти отношения,
шизофреник все время смещает предмет разговора,
заменяя
лица
и ситуации
последовательность замен связана с его опасениями
на дальнейших стадиях болезни
наступает
полная изоляция,
или параноидальная мания преследования,
в которой пациент может быть опасен для окружающих.
Причина шизофрении
Бейтсон обнаружил
её
в детстве шизофреника,
в его семейном окружении
механизм, который назвал "двойной связкой"
Составляющие:
Необходимость
имитировать отсутствующую любовь
Пример:
Ребенок поощряется словесным обращением
"Иди ко мне, любовь моя!"
Здесь объект
конкретный ребёнок
самый низкий уровень абстракции
Нелюбовь к
ребёнку
или супругу
с переносом на ребенка
при физическом сближении у такого воспитателя начинает действовать механизм отталкивания, который
не может проявиться в
прямой
и недвусмысленной
форме
и маскируется каким-нибудь косвенным способом:
придиркой к ребенку по любому случайному поводу
и отталкивает его,
высказывая это на
более абстрактном уровне,
чем первичный уровень "материнской любви".
Пример:
"Таких грязнуль любить нельзя!"
Здесь
объект
система, включающая всех чистых существ
в т.ч.
конкретного ребёнка
более высокий уровень абстракции
Пример:
уровень
абстрактный
ты должен "защищать свое достоинство"
конкретный
не должен драться с
Петей
Васей и т.п.
Двойная связка
конфликт между двумя уровнями общения, при котором ребенок "всегда виноват"
весьма распространенная патология человеческого общения.
Клинический пример:
"Молодого человека, только что вышедшего из острого приступа шизофрении, навещает в больнице его мать.
Обрадовавшись ей, он импульсивно обнимает ее за плечи, на что она отвечает оцепенением.
Он отводит руку, и она спрашивает:
"Разве ты больше не любишь меня?"
Он краснеет, а она говорит:
"Милый, ты не должен так смущаться и стыдиться своего чувства".
Пациент едва смог пробыть с ней несколько минут.
Сразу же после ее ухода он напал на ассистента, и его пришлось связать.
Возникает безвыходная дилемма:
"Если я хочу сохранить мою связь с матерью,
я не должен показывать ей, что люблю ее,
но если я не покажу, что люблю ее,
я ее потеряю" ".
Шизофрения
это культурная наследственность
Защита от бессознательного лицемерия шизогенного субъекта
- это сопротивление:
почувствовав противоречия между требованиями,
начинайте их "комментировать",
доказывая несправедливость предъявляемых требований.
разрывайте двойную связку
с помощью метамодельных вопросов
развитие способности
различать сигналы,
обозначающие характер коммуникации
Характерные примеры смешения сигналов
примеры взяты из клинической практики.
1.
Буфетчица спрашивает пациента:
What can I do for you?
- Что я могу для Вас сделать?
Сигналом, объясняющим смысл этого обращения, является контекст:
поскольку девушка стоит за прилавком, речь идет о предметах, которые она предлагает,
но шизофреник не может понять, к чему относится сказанная фраза.
Он колеблется между двумя толкованиями:
девушка угрожает убить его,
или назначает ему любовное свидание.
2.
пациент каждый день проходит мимо кабинета врача, на двери которого написано:
"Просьба стучать".
Сигналом, объясняющим эту просьбу,
является самый факт, что надпись находится на двери кабинета,
но шизофреник понимает ее буквально
и каждый раз стучит в эту дверь.
Возникновение юмора
возникает вследствие
намеренного
или нечаянного
перехода
от
конкретного,
буквального
смысла
к
более
общему,
переносному
или наоборот
Пример:
анекдоты, построенные на созвучии слов
Конрад Лоренц
полагает, что юмор
новейшее достижение эволюции
свойственное только людям
и обозначает отсутствие чувства юмора
выражением "звериная серьезность".
Источник: http://pnd.moy.su/publ/bolezni/quot_dvojnaja_svjazka_quot_teorija_shizofrenii_g_bejtsona/11-1-0-42
G. Bateson, Steps to an Ecology of Mind, Ballantine Books, N.Y., 1972
© Ольга Виноградова 2014

НЛП, логические уровни, психотерапия, Бейтсон, психология

Previous post Next post
Up