Кривая Бандуры названа так
по имени Альберта Бандура, психолога стенфордского университета. История открытия: Бандура объединил когнитивную психологию с принципами бихевиоризма для того, чтобы исследовать взаимоотношение между ожиданиями людей и их поведением Большое внимание он уделял исследованиям взаимоотношений между тем, что люди собираются сделать, и тем, как они это делают в действительности.
В ходе исследования и был открыт этот очень важный паттерн взаимодействия между ментальными картами и поведенческими стратегиями Фактор Времени:
В результате своего исследования Бандура пришел к выводу, что нельзя определить поведение человека в будущем, основываясь только на его поведении в прошлом.
Фактор Ожидания: Напротив, скорее, мерой их успеха в будущем могут служить их ожидания и планы по поводу этого будущего, а не опыты прошлого. Таким образом, ожиданиями людей определяется то значение и которые, приписываются совершенным действиям, а также и то, что человек будет Теории личности. Социально-когнитивное направление.
Основополагатели: Альберт Бандура, Джулиан Роттер.
Истоки: Бихевиоризм
Тезисы: Психическое функционирование обусловлено взаимодействием между факторами:
поведенческими
когнитивными
средовыми
В отличие от:
1.
Бихевиоризм
научение посредством прямого опыта
Теория социального научения
научение через подражание
для приобретения новых реакций на основе имитации не обязательно подкрепление действий наблюдателя или действий модели;
подкрепление необходимо для того, чтобы сохранить и усилить приобретенные механизмы поведения.
когда научение происходит неосознанно,
то оно крайне
замедленно во времени
и малоэффективно.
люди свое собственное поведение регулируют посредством
Самоподкрепления
2.
Бихевиоризм
описывает поведение человека
двухфакторной моделью:
личностные факторы
ситуационные факторы
исключая когнитивные
структуры и
процессы.
такие как:
оценку актуальной ситуации,
антиципацию событий
и оценку их последствий
Теория социального научения
Бандура
поведение человека формируется
через наблюдение или
на основе примеров.
что позволяет людям расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем
моделирования.
подчеркивается роль
косвенных
символических
и саморегуляционных
процессов
в психологическом функционировании.
признаётся факт, что
человеческие мысли,
эмоции и
поведение
могут подвергаться значительному воздействию в результате
наблюдения или
непосредственного опыта
Джулиан Роттер
концепция локуса контроля.
3.
Теория социального научения
центральная роль
отводится процессам саморегуляции.
подчеркивается важность самостоятельных воздействий как причинного фактора
во всех аспектах функционирования человека
во всех аспектах функционирования человека
эмоции
действиях
человек может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь.
Люди
сами отбирают, организуют и трансформируют стимулы, со всех сторон обрушивающиеся на них.
Бихевиоризм
индивидуум как
пассивный ответчик на внешние стимулы
или жертва неосознанных побуждений.
Критика:
сложно наблюдать когнитивное переменные,
можно лишь косвенно заключить об их существовании по отдельным признакам.
механизм имитации явно недостаточен для объяснения возникновения многих поведенческих актов.
Только наблюдая за
ездой на велосипеде
или игрой на фортепиано,
трудно научиться
ездить или
играть
самому
Источники: Альберт Бандура. Теория социального научения
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201414http://nkozlov.ru/library/psychology/d4442/