Мой предок - Петр Иванович Прокопович

Sep 27, 2011 19:04

По отцовской линии моим предком был Петр Иванович Прокопович.


12 июля 2010 г. исполнилось 235 лет со дня рождения Петра Ивановича Прокоповича, выдающегося пчеловода-практика, талантливого ученого и педагога, наблюдательного и вдумчивого человека. Родился он в селе Митченки Черниговской губернии в семье священника, получил хорошее образование, он в оригинале бегло читал с французского и немецкого, знал греческий и латинский языки. В армии служил во времена А. В. Суворова, слыл храбрым и дельным офицером. Однако служба тяготила его, и в 1798 г. он уходит в отставку. Прокопович случайно знакомится с пчелами на пасеке своего брата и с этого времени все свободное время и средства тратит на них. В 1800 г. он покупает десятину земли и разводит пчел, руководствуясь только собственными наблюдениями и рассуждениями. Первые трудности не испугали отставного офицера, он не бросил любимое занятие, и пчелы отблагодарили его. В 1814 г. пасека насчитывала около 6000 семей, а в 1830 г. Петр Иванович был владельцем уже более 10 тысяч семей, самой крупной пасеки в мире того времени.

Для успешного ведения дел на такой пасеке не подходили традиционно применявшаяся роебойная система, колодное пчеловождение, роевая свобода и закуривание наиболее продуктивных и сильных семей при полном отсутствии лечебной помощи пчелам. Природная наблюдательность и острый ум, начитанность и редкая работоспособность отличали Прокоповича. Большой приобретенный опыт, творческое нестандартное мышление и отношение к делу помогли пасечнику сконструировать в 1814 г. первый в мире разборный рамочный улей, «втулочный», как называл его изобретатель. Улей был сделан по вертикальному принципу. Изобретение прогрессивной конструкции улья и широкая популяризация новой технологии пчеловождения позволили создать предпосылки для значительного увеличения производительности труда на крупных пасеках, дали толчок к развитию пчеловодства в промышленных масштабах, одновременно повысилась доходность и существующих мелких пасек. Прокопович - организатор и педагог первой в мире школы пчеловодства, он называл ее народной.

По составу учеников школа была интернациональной, у Петра Ивановича вместе учились украинцы и белорусы, русские и жители Кавказа, Башкирии и даже представители отдаленных территорий, например Сибири. Были ученики и из зарубежных стран: немцы, венгры, поляки, итальянцы, чехи. В школе они получали знания и практические навыки по пчеловодству, садоводству, шелководству, огородничеству, столярному делу, обучались чтению и письму, познавали начала арифметики и нравственности. В 1827 г. в «Земледельческом журнале» опубликованы ' его первые работы - «О пчеловодстве», «О гнильце». В 1833 г. выходит новая работа «О пользе разведения для пчел синяка, растения медоносного и маслобойного», где он писал, что синяк «...доставляет своим беспрерывным цветением, от мая до глубокой осени, прекрасный и обильный сбор меда для пчелы». Великий пасечник очень ценил синяк, выделяя его среди других медоносных растений. Под его посевы он ежегодно отводил большие площади, с которых собирал семена. Из семян синяка он изготовлял растительное масло, сходное по вкусу с прованским, а часть семян продавал. Успех ведения большого хозяйства, как считал Прокопович, в первую очередь определяется организацией кормовой базы для насекомых и животных.

В 1835 г. появилась его работа «О рапсе, как пище для пчел», а в 1845 г. новая оригинальная работа «О медоносных цветочных растениях». Как видно, одновременно с разработкой принципиально новых прогрессивных методов пчеловождения и ведения хозяйства комплексно великий практик заботился о внедрении рациональных и эффективных методов использования "Медоносного богатства. «Кто на тощих угодьях... держит свою пчелу, тот всегда теряет половину успеха»,- писал Прокопович. В статье «О пчеловодстве» автор советовал «учреждать пчелиные заводы везде в деревнях, где только есть хорошие угодья, заводить и улучшать их». Слушателей своей народной школы он учил «в подробности теоретическому и практическому познанию о пчелах, об ульях, об угодьях, о медовых цветах и обо всем прочем, что относится к практическому пчеловодству». П. И. Прокопович пропагандировал кочевку пчел к медоносам, посев или посадку великого множества медоносных растений. Он писал, что если хозяин понимает достоинства естественных угодьев для пчел, то при их дальности отвозит пчел к ним, а при недостатке естественных создает обильные искусственные угодья.

Сам пасечник никогда не держал на скудных кормах пчел. Он заметил, что «если пораньше весной вывезти домашних пчел в леса, изобилующие цветами, то такие пчелы часто из плохих скоро исправляются и доставляют прибыль размножением пасеки и медом...», а причиной хорошего медосбора считал не породу пчел, а обилие медоносных растений и сетовал, что неразумно пасут скот там, где первоначально пчелы могли бы собрать много меда, а пчел же ставят в тех местах, где нет для них хорошего пастбища. Великий пасечник считал, что основным мероприятием для упрочения пчеловодства в России является создание обильных для пчел угодий, и предлагал располагать их так, чтобы они первоначально служили для пчел, а затем уж использовались для выпаса скота и для получения плодов и травы. Он призывал всех пчеловодов засевать для нужд пчеловодства и малопригодные земли, то есть улицы, пустыри, межи и выгоны. Отличаясь разносторонностью интересов, Петр Иванович рекомендовал «заводить многопольные хозяйства в соединении с угодьями для пчел», практиковал травосеяние медоносов в сочетании с сенокосными угодьями. Сообразно своему большому многолетнему опыту и хорошей интуиции пасечник рассчитал некоторые нормы площадей цветущих медоносов на каждую семью пчел, выделяя площади, занятые синяком. Например, он предлагал

ставить по одной семье на одну десятину земли с несплошным произрастанием растений. Ведя комплексно хозяйство, великий пчеловод считал, что «точное познание свойств пчелиного рода, открытие сообразного тому искусства им управлять и приготовление для его быта угодий могут произвести цветущее благосостояние пчелиных заводов». Малоземельное его не позволяла вести опыты с интродуцированными медоносными растениями. Учитывая это, Петр Иванович считал, что «в познаниях... о медоносных цветочных растениях, хотя и довольно их приобрел, не достиг совершенства». Занимаясь экспериментами с медоносами, он отдавал предпочтение таким растениям, которые кроме нектара «могут с пользой (быть) употребим или их семенами, или их плодами, или стеблями, или кореньями». Он выделял рапсы и сурепицу, так как они дают и нектар, и масло, и стебли, пригодные на корм скоту; красильную резеду - за нектар и стебли на краску; синяк - за нектар и возможность использовать семена на масло, стебли - на топливо. Петр Иванович предлагал высевать для пчел сильные медоносы с растянутым циклом цветения, такие, как синяк, рапс, а также малину, норичник, зимний рапс, которые цветут в конце лета. В то же время П. И. Прокопович не отказывался от растений с коротким циклом цветения, но богатых нектаром, выделяя клен, липу, желтую акацию, красную луговую вербу.

П. И. Прокопович предлагал для пчелиных угодий шире избирать дикие растения, не требующие больших трудов и издержек по уходу за ними. На практике он отдавал предпочтение долголетним растениям, в их числе малине, крушине, при этом он мечтал, что общими усилиями пчеловодов будут собраны сведения о важнейших диких и культурных медоносных растениях. Великий пасечник хорошо знал виды растений, требовал таких же знаний от своих учеников: «Сметливый пчеловод обязан знать, какие медоносные растения на его местности доставляют пчелам обильное пастбище, в какое именно время и как надолго... и в какие недели встречается недостаток в цветочных растениях». В ходе многолетних опытов с медоносными растениями Петр Иванович пришел к заключению, что в отдельных поместьях большую пользу могли бы принести «заказные полосы с дикими, сорными растениями», отмечая при этом синяк, бодяк, донник, одуванчик, сурепицу и клевера, считая, что эти; растения заслуживают искусственного разведения. Такие растения, как рапс, вайду резеду красильную, он сеял небольшими участками, а синяк, донник, клевера, мальву предлагал и сам сеял на больших площадях, по 100 десятин.

Пчелы на пасеке П. И. Прокоповича никогда не голодали, страхового меда он держал по 6 кг на семью на случай скудного лета. Лучшими мёдами он считал ранние, майские, складываемые пчелами сверху гнезда.
Зимовке на богатых медовых запасах великий пасечник придавал первостепенное значение, считая, что «главнейшее основание в пчеловодстве есть мед: чем сильнее в зиму идут семьи, тем больше в следующее лето приносят доход». При школе пчеловодства росли травы, деревья и кустарники, огородные и лесные, садовые и полевые, луговые и степные, и даже болотные растения различных видов, посаженные и посеянные с целью изучения времени их цветения, характера открывающегося с них взятка, определения цвета пыльцы. Одной вербы вблизи школы было посажено около двух тысяч деревьев.
П. И. Прокопович называл Россию страной меда, пчел и воска и искренне считал, что «на естественных угодьях не содержат пчел и сотой части против того, сколько их содержать можно». Богатое наследие оставил после себя великий пасечник. Это рамочный улей с прообразом разделительной решетки, печатные самобытные работы, сотни учеников, продолживших его дело. Учение П. И. Прокоповича не забыто. В 1960 г. в нашей стране вышел сборник' статей П. И. Прокоповича «Избранные статьи по пчеловодству», содержащий около трех десятков его работ.

предки, история

Previous post Next post
Up