Мы-то, собственно, на выставку "Последователи Караваджо" пришли и ничего такого для себя не просили. Так что несколько неожиданно было увидеть преображенный фасад музея.
Я с ультрасовременным искусством сосуществую мирно, но не дружу. По-настоящему что-то заинтересовывает или трогает редко. А в инсталляции "Ветрувианский человек" (искажение написания - ветреная прихоть автора проекта), затеянной в Пушкинском, увы, не вижу ничего из того, в чем пытаются убедить устроители: ни актуализации старого искусства посредством современного, ни точек пересечения прошлого и настоящего, ни выявленных констант культуры, ни общего в культурных кодах различных эпох, ни тем более продолжения традиций, начатых мастерами прошлого.
"В самом центре Москвы, художник решительно трансформирует фасад и залы всеми любимого музейного здания, превращая весь Пушкинский в часть своей гигантской инсталляции. Смеем надеяться, что наш зритель не только благосклонно отнесется к смелому “вторжению” современного искусства в пространство греческих колоннад и скульптур Ренессанса, но и сможет увидеть, что классические традиции, искусство прошлого не потеряли своей актуальности!"
"Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина - сам его облик, архитектура и коллекции - показался художнику идеальным пространством для реализации замысла. Экспозиция "Ветрувианский человек" с помощью современных приемов построения инсталляций находит точки "пересечения" прошлого и настоящего, незыблемые константы культуры".
Выдержанный в духе популярного сегодня жанра «интервенции», "Ветрувианский человек" не просто вторгается в "священные музейные пространства", изменяя их, но и позволяет сместить акценты восприятия, обнаружить общее и различное в культурных кодах различных эпох.
"Это не столкновение, не антагонизм между классическим музеем и современным искусством, а как раз наглядный пример того, что как жить вместе, насколько современное искусство органично продолжает те традиции и те линии, которые были начаты мастерами прошлого"
Выставка, к слову сказать, прекрасная. Кроме «Мальчика, укушенного ящерицей» самого Караваджо все художники (итальянские, французские, голландские, испанские) второго и третьего ряда, но имеющие каждый свою особенную манеру. И удивительны предвосхищения более позднего искусства вплоть до XX в, если так уж необходимо нынче говорить о связи времен.
Две картины из тех, что особенно хороши.
Карло Сарачени "Нахождение Моисея"
Фокус в правом углу даже не на фигуре Моисея (изумительный младенец), а на линии пересечения взгляда Моисея и служанки дочери фараона.
Симон Вуэ "Любовная пара"
Художник, совершенно забытый после его смерти и вновь открытый совсем недавно, в конце XX в. Восхитительная картина.