Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою - кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли.
"Пристально" должно относиться к разливанию чая, т.к. фокусируется именно это действие в эпизоде. Отчего тогда художница (К. Клементьева) изобразила матушку с отрешенным взглядом?
К. Клементьева, 1945 г.
Не оттого ли, что если представить взгляд матушки, обращенный к чайному набору, возникнет кажущееся противоречие: можно смотреть на что-то "пристально" и не замечать этого чего-то, но при этом допустимо не замечать чего-то еще (того, что "мы вошли").
А противоречия вроде нет. Грустные мысли, в которые была погружена maman, отключили как зрительное, так и слуховое внимание. Она смотрела пристально на чайник, но не видела его; внешне выглядела сосредоточенной, но на самом деле ничего не замечала и не слышала.
Хотя нередко бывает, что несоответствие иллюстрации тексту возникает из-за невнимательности художника.
Более поздний вариант иллюстрации:
К. Клементьева, 1949
Есть и еще более поздний, для Детгизовского издания 1953 г.:
О Клементьевой Ксении Александровне:
http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Klementieva%20K.htm