И еще о перекличках у Самойлова и Мандельштама:
http://m-bezrodnyj.livejournal.com/392880.html#cutid1 Д. Самойлов "Дуэт для скрипки и альта"
Ox, и будет Амадею
Дома влет.
И на целую неделю -
Черный лед.
Ни словечка, ни улыбки.
Немота.
Но зато дуэт для скрипки
И альта.
"Тара-тара, тили-тики,-
Думал он.
О. Мандельштам "Старик"
А дома - руганью крылатой,
От ярости бледна.
Встречает пьяного Сократа
Суровая жена!
Он богохульствует, бормочет
Несвязные слова;
См. также и др. тематические переклички: возвращение наутро после ночной попойки, неласковый (холодный или гневный) прием дома, расплата/раскаяние за ошибки/грехи.
ДУЭТ ДЛЯ СКРИПКИ И АЛЬТА
Моцарт в легком опьяненье
Шел домой.
Было дивное волненье,
День шальной.
И глядел веселым оком
На людей
Композитор Моцарт Вольфганг
Амадей.
Вкруг него был листьев липы
Легкий звон.
"Тара-тара, тили-тики,-
Думал он.-
Да! Компания, напитки,
Суета.
Но зато дуэт для скрипки
И альта".
Пусть берут его искусство
Задарма.
Сколько требуется чувства
И ума!
Композитор Моцарт Вольфганг,
Он горазд,-
Сколько требуется, столько
И отдаст...
Ox, и будет Амадею
Дома влет.
И на целую неделю -
Черный лед.
Ни словечка, ни улыбки.
Немота.
Но зато дуэт для скрипки
И альта.
Да! Расплачиваться надо
На миру
За веселье и отраду
На пиру,
За вино и за ошибки -
Дочиста!
Но зато дуэт для скрипки
И альта!
СТАРИК
Уже светло, поет сирена
В седьмом часу утра.
Старик, похожий на Верлэна,
Теперь твоя пора!
В глазах лукавый или детский
Зеленый огонек;
На шею нацепил турецкий
Узорчатый платок.
Он богохульствует, бормочет
Несвязные слова;
Он исповедываться хочет -
Но согрешить сперва.
Разочарованный рабочий
Иль огорченный мот -
А глаз, подбитый в недрах ночи,
Как радуга цветет.
А дома - руганью крылатой,
От ярости бледна.
Встречает пьяного Сократа
Суровая жена!
Для сравнения важна и вычеркнутая в авт экз. 1937 г. предпоследняя строфа:
Так, соблюдая день субботний,
Плетется он, когда
Глядит из каждой подворотни
Веселая беда