Побывала еще в одной древнерусской крепости - в крепости, которая расположена у самого истока Невы, на Ореховом острове (давшем название самой крепости), напротив города Шлиссельбург в Ленинградской области.
Впервые крепость была упомянута в Новгородской летописи: "В лето 6831... (т. е. в 1323 году) была построена новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского, деревянная крепость, названная Ореховой".
Позже, в XV веке на острове было построено мощное оборонительное сооружение, отвечающее всем требованиям защиты при осаде с помощью артиллерии. По периметру всего острова поднялись двенадцатиметровой высоты каменные стены протяженностью 740 метров, толщиной в 4.5 метра, с шестью круглыми башнями и одной прямоугольной.
Внутри этой крепости располагалось еще одно укрепление - цитадель с тремя башнями, между которыми проходили сводчатые галереи для хранения продовольствия и боеприпасов и боевой ход - "влаз". Каналы с откидными мостами, огибавшие цитадель, не только преграждали к ней подступы, но и служили внутренней гаванью.
Будучи форпостом на границе, крепость неоднократно подвергалась атакам шведских войск, и в 1612-м году была захвачена и переименована в Нотебург («ореховый город»). Но через 90 лет, в ходе Северной войны, крепость была отвоёвана Русской армией и переименована Петром I в Шлиссельбург, что в переводе означает "Ключ-город".
Орешек за свою долгую историю играл роль не только мощного оборонительного укрепления.
В течение почти двухсот лет на острове находилась политическая тюрьма царского правительства.
Ее называли русской Бастилией - за всё время её истории никогда и никому не удалось оттуда убежать.
Во время Великой Отечественной войны крепость героически оборонялась и устояла, не допустив замыкания кольца блокады вокруг Ленинграда. Именно благодаря "Орешку" существовала знаменитая "дорога жизни", по которой в зимнее время по льду Ладожского озера доставлялось продовольствие в осаждённую северную столицу.
Руины сохранили как наглядное напоминание об ужасах войны:
Связь с крепостью как много веков назад, так и по сей день осуществляется с помощью лодок.
У пристани постоянно дефилируют моторные лодки, на одну из которых мы сели и за пару минут с ветерком домчались до крепости.