Подробности и краткое содержание

Mar 02, 2012 11:13

Вчера был тот самый "Умный четверг" в КИЦе, который я анонсировала. Вот такой картинкой это сопровождалось:




Это, конечно, немного некорректно - про "философов". По крайней мере, относительно меня - правильнее было бы "филосовед", что ли.

По сути, это была моя первая публичная лекция ли, дискуссия ли - подчеркиваю именно публичный формат. Формат, который мне не до конца пока понятен и удобен - уж слишком непредсказуемая и очень разная по уровню аудитория, и язык поэтому надо выбирать какой-то средний, чтобы всем было понятно, но в то же время и не уйти уж совсем на уровень старшей группы детского сада. Мне пока не очень понятно, получилось ли.

Свое выступление я начала с историй двух моих знакомых. Одна закончила Сибирский аэрокосмический университет, кафедру систем автоматического управления, и очень хотела работать по специальности - это что-то связанное с гражданским авиастроением. Но в конструкторском бюро ей сказали: вы девочка, девочки у нас не работают. Вторая знакомая работает менеджером в компьютерной фирме. Недавно ее вызывал начальник отдела и сообщил ей, что она должна одеваться "как девочка", а не носить свитера, джинсы, кофты и ботинки.
Казалось бы, эти истории совсем про разное. В одной из них женщина символически наказывается за то, что она женщина. В другой женщина символически принуждается к тому, чтобы быть женщиной. Но на самом деле эти истории об одном и том же. Это истории о дискриминации. Это истории о контроле. Женщина и женское тело всегда находится под контролем. Мишель Фуко называет женское тело примером маргинальной (неидентичной) телесности - наряду с телом заключенного, больного, сумасшедшего.

Я подробно останавливалась на практиках репрезентации женского тела в медиа, в частности, на телевидении. Почему сегодня это важно? Во-первых, очевидная экономическая подоплека (Ж. Бодрийяр об «общей феминизации вещей в рекламе: вещь-женщина - это эффективнейшая схема убеждения, все вещи притворяются женщинами, чтобы их покупали»). Во-вторых - политические/идеологические послания. Невооруженным глазом можно заметить установку российской власти на актуализацию неотрадиционалистских, неопатриархатных установок. Современная российская реальность преимущественно определяется дискурсом «традиционных» ценностей, по сути противостоящим общепринятой на Западе концепции прав человека. Под предлогом продвижения «традиционных» ценностей в России осуществляется репрессивная и дискриминационная политика в отношении главным образом женщин и сексуальных меньшинств. Ведь что такое принятый на днях в Петербурге и, очевидно, готовящийся быть принятым на федеральном уровне, закон о запрете пропаганды "мужеложества, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности"? Как заметили уже все адекватные люди, закон безграмотен даже с юридической точки зрения: гомосексуальность не является преступлением, соответственно, как может оказаться преступлением ее «пропаганда»? Получается, что запрещено любое высказывание об ЛГБТ.  В обществе с принудительной гетеросексуальностью придется скрываться всем невписывающимся в гетеросексуальную «норму». Невозможно существовать в обществе, никак в нем не проявляясь: обязанность скрываться - это основной механизм, поддерживающий стигматизацию. Это - запрет на видимость, то есть, по сути, на существование, на право быть.

Это напрямую связано с женщинами, поскольку и там и там действуют так называемые политики исключения.  Только женское тело, легитимное с точки зрения власти - то есть женственное, гетеросексуальное, репродуктивное, при этом эротизированное, соблазнительное, потребляемое, - имеет право на существование. Так в результате репрессивных интенций телевизионных посланий конституируется единственно возможный конструкт женственности, а из визуального дискурса (а следовательно, и  из общественного) по сути исключаются или в нем маргинализируются другие типы женских тел, не вписывающиеся в канон.

Это если кратко. Напоследок, в лучших традициях Оскара: я благодарна Красноярскому культурно-историческому музейному центру, лично М.П. Шубскому и В.И. Кудашову за приглашение. По идее, организовать бы что-то вроде постоянного лектория на эти темы, потому что у аудитории, судя по дискуссии после, вопросов очень и очень много. И очень много стереотипов, которые надо изживать, а единственный способ это делать - просвещение.  
Да, и спасибо всем знакомым, что пришли )

И еще раз "напоследок".

Посвящается принятому 29 февраля в третьем чтении в Петербурге закону.

image Click to view


Перевод отсюда:

Всем привет! Вы знаете, что в Санкт-Петербурге только что принят законопроект, который считает преступлением читать, писать, говорить, проводить встречи и обсуждения со словом «гей»? Цель? «Гей» = невидимый, вычеркнутый, молчащий. Художники, писатели, активисты, музыканты - должны молчать. Сестры, братья, дяди, тети - должны молчать. Геи и натуралы, россияне и приезжие - более 300 000 человек со всего мира высказались против. Губернатор Санкт-Петербурга хочет, чтобы его город был № 1 в России для туристов? Если закон будет принят, мы не поедем туда. Наши друзья не поедут туда. Наши коллеги не поедут туда. Миллионы не поедут. Губернатор, подумай дважды и насладись этой музыкой знаменитого русского композитора Петра Чайковского, музыкального виртуоза, который тоже был геем. Ой. Наслаждайся. В Россию с любовью. Россия: туда не надо ехать. Вы собираетесь в Санкт-Петербург? Пошлите весточку губернатору на allout.org.

картинки, феминизм, интеллектуальное, медиа, lesbian, сексизм, из жизни, гендер

Previous post Next post
Up