Перепощу к себе из блога кафедры.
Оригинал взят у
ol_kaz в
Магия университетаУниверситет как идея, магия университета, миссия университета - это те вещи, о которых мне очень интересно поразмышлять, как, надеюсь, и всем членам сообщества. Как-то я уже писала о диссонансе, возникшем после заявления российского министра образования о том, что основная цель университета - повышение конкурентоспособности страны. Писала о том, что, например, испанский философ Ортега-и-Гассет считал, что узкие специализированные профессиональные знания не могут заменить собой "общей образованности", поскольку культура - это идеи, которыми живут, и поэтому преподавание науки в университете не может заменить преподавание культуры, поскольку они различны.
Как раз "магии университета" посвящен
третий номер журнала "Культиватор". Так, например, Виктор Вахштайн в тексте под названием
"Метафоры и метаморфозы университета" напоминает о том, что изначально университет не был местом производства научного знания, поскольку университет старше науки. Сегодня же университет демонстрирует "свою способность к производству востребованных способов описания мира" и тем самым превращается в некую "точку трансценденции".
Об университете как об особом пространстве, где действует "социальная магия", рассказывает П. Уваров в своем
интервью "Корпорация толкователей", а в пример приводит современную Бразилию, где человека с ученой степенью не могут посадить в камеру с простыми уголовниками, даже если он подозревается в убийстве.
Думающих студентов, задающих себе всякие разные вопросы (например, зачем мне все это?
почему я должен сидеть и слушать/читать это? почему нельзя сказать то же самое, только нормальным языком? почему все это нельзя узнать из Википедии? и другие), отсылаю к материалу Григория Юдина, социолога из Высшей школы экономики,
"Борьба за субъектность". Он пишет о некоей "атмосфере борьбы", когда в атаку на студента идет Знание - именно так, с прописной буквы. Знание, которое идет на абордаж и которое всегда недружелюбно настолько, что возникает ощущение, что тебе объявили войну. После прочтения вспомнилось небольшое философское эссе Александра Секацкого о сопротивлении принудительному образованию, где он развивает идею иммунной защиты, выстраиваемой организмом против попыток образовать, но об этом как-нибудь в другой раз.
Ольга Рогинская и Ян Левченко рассказывают о своем видении сегодняшнего студенчества: "Университет не должен влиять на человека, потому что он почти ничего не должен, кроме обеспечения качественной интеллектуальной атмосферы, в которой осуществляется прирост знания. Университет может помочь. Он предлагает конструкцию, которая на протяжении нескольких лет позволит человеку перейти из детского состояния во взрослое. Эту конструкцию можно ругать, корректировать, но совсем убрать нельзя. Университет может повлиять на взгляды человека, на то, какую профессию он выберет - но только в том случае, если это не просто учебное заведение, но и community: сообщество однокурсников, клуб, площадка для диспута или спектакля, возможность общения с преподавателями, такого общения, которое не ограничивается вопросами после лекций. Вот тогда университет влияет, но опять же не сам - он не бегает за тобой, это ты берешь от него то, что тебе нужно". Вопрос о том, в какой степени можно назвать наше отделение/институт/кафедру community, остается открытым и, в общем, не слишком даже спорным.
И еще одно забавное, на мой взгляд, наблюдение, которое я готова разделить с вышеназванными культурологами: "Если понаблюдать над тем, как студенты одеваются, можно выявить несколько очевидных тенденций. Далеко не все студенты хотят маркировать себя как студенты. Тот, кто пытается маркировать себя в этом ключе, одевается в универсальном европейском молодежном стиле - небрежный удобный унисекс. Собственно, приверженцами этого стиля потом продолжают оставаться и многие из преподавателей, возникает маркер несколько богемного образа жизни. Это очень чудно точки зрения человека, не занимающегося интеллектуальной деятельностью, потому что это не нарядно, не торжественно, не соответствует статусу. Однако есть еще как минимум две стилистические тенденции: условный постсоветский классический стиль, где девушки с прической и на шпильках, и офисный с его строгостью - туфли с низким каблуком, неяркие элегантные цвета. Девочки, примеряющие на себя роли чиновниц в паспортном столе и секретарш в солидной компании, есть в каждой студенческой группе. Очевидно, что в этом случае студент себя как студента не маркирует".
И последнее: "В любой группе студентов есть ядро людей, которые рефлексивно являются студентами-интеллектуалами, они себя воспитывают как будущих интеллектуалов" . Еще раз соглашусь и добавлю, что как раз они-то и наиболее интересны, но их очень мало. И это не плохо и не хорошо - просто так устроено, это нормально. Ну то есть можно быть хорошим, крепким профессионалом, сознательно вести себя к этому, но часто это путь отказа от автономного критического знания, местом производства которого и должен быть университет (не редкость ситуация, когда студент говорит что-то типа "Это совсем не про тележурналистику (можно подставить любой предмет); непонятно, зачем мне это"). Как говорит
Александр Бикбов, сегодняшнее восприятие университета исключительно как коридора, ведущего к рынку труда, делает так, что большинство студентов приходят в него, чтобы обрести "поведенческие навыки послушного и успешного работника". И да, действительно, "сложные формы автономного знания больше не нужны; нужны модульные технические навыки, гарантирующие трудовую применимость". Но это тоже тема для отдельного разговора.