Краткий конспект некоторых лекций по медиафилософии (очень краткий и очень конспективный). Если кому-то интересно, то лучше сразу сюда - тут выложены некоторые тексты
http://mediaphilosophy.ru/events/literature_school_2011/ Основной вывод: в медифилософии особый упор на образ, не на текст. Визуальное как носитель
***
Термин “медиафилософия” институциализируется. Он уже включен в реестр понятий, которые отслеживает Институт научной информации РАН.
***
Валерий Савчук, доктор философских наук, руководитель Центра медиафилософии:
Медиафилософия - не равно философии медиа, это не метафора, как например, философия питания, философия фитнеса и пр. Предмет медиафилософии - медиареальность - единственная реальность, которая нам доступна онтологически.
Медиафилософия и медиатеория опасно сближены, но при этом нельзя пренебрежительно относиться к медиатеории. У каждой - свой предмет. Медиафилософия - это, скорее, о том, «как медиа пользуются человеком». Медиафилософия не отделяет себя от медиа, она мыслит медиа внутри себя. При этом медиатеория , конечно, старше медиафилософии.
- Оказывается, часто ссылаться на Маклюэна - уже не особо хороший тон, - сказал Савчук и сразу процитировал Маклюэна: в электронную эпоху мы носим на себе все человечество как кожу.
Вопрос о методах исследования медиареальности, то есть о методах медиафилософии. Медиафилософия использует любые другие методы философии. Структурализм, постструктурализм, семиологический подход, теория языковых игр и другие подходы - целая конкуренция методов.
Есть даже апофатический подход: медиальное как божественное (в смысле ускользающее и неуловимое) - (Светлана Никонова).
Медиафилософия - это способ рефлексии, отметающий оценочные дискурсы. Например, «культура порнографии» - т.е. предмет может быть внеэтичен.
***
Дитер Мерш, профессор из Потсдама, Германия, в своей лекции «Актуальные вопросы медиафилософии» тоже говорил о трансцендентном статусе медиа, более того, сказал, что медиа можно считать исконно философским понятием. При этом он отметил, что другие направления философии могут входить в медиафилософию и имплицитно воздействовать на нее. По сути, подвел он итог, медиафилософия - это история мышления. Размышления по поводу того, что такое медиа - можно прочитать здесь.
http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/mersh_dia/ ***
Катерина Кртилова, Германия, Веймар, свою лекцию «Медиатеория как медиафилософия» начала с аксиомы: медиа не существует. Медиа, согласно немецкой медиафилософии, не сводятся к таким формам, как книги, театр, кино, символика, письмо. Но при этом во всем этом присутствуют медиа. То есть медиа во всем вышеперечисленном представлены, но главный вопрос - как они представлены. Многие философы не хотят даже касаться этого вопроса, отсюда - та самая аксиома о том, что медиа не существуют. Далее она ввела понятие «метафизического медиального», обозначив им напряжение между внешним и внутренним. Что касается собственно медиафилософии, то г-жа Кртилова видит в ней новый практический вызов, расширяющий границы философского знания.
**
Размышление, по Хайдеггеру, - вмешательство в языковое.
***
Вопрос о том, что есть медиа, поднимался неоднократно. Так, звучали вопросы, являются ли медиа в том числе и природные явления, или этот статус мы можем присвоить только культурным артефактам? В ходе одной из дискуссий обсуждалась проблема человеческого тела: является ли тело медиумом? Пришли к выводу, что природные явления - это скорее явления немедиального характера. Кроме, однако, тех, в которых явно прослеживается вмешательство человека - например, генная инженерия носит уже медиальный характер. Также и с телом - само по себе тело не есть медиа, однако какие-то его практики ими могут быть: например, танцы - явно культура.
***
Обсуждалась и аксиома "медиа внутри нас". Несколько иллюстраций (две из них с прошлогодней конференции).
Подтверждая принцип «медиа внутри нас» и его конкретизацию «нами видит образ» докладчик привел пример: выйдя на перерыве конференции из зала и увидев ухоженную и стерильно чистую лужайку, он почувствовал себя внутри компьютерной игры. Настолько далекой от естественной природы она предстала перед ним. Замечу, что на прошлогодней конференции подобный пример приводил Денис Юрьевич Сивков: выйдя со знакомой девушкой вечером в город, когда вечернее небо взывало к поэзии. Ответом чему было восхищение девушки: «Смотри, какой закат! Как в фотошопе!» - отсюда
http://philosophy.spbu.ru/4073/7505 Пример с нынешней летней школы:
- Что такое Blacrberry?
- Телефон!
- Да нет, слово?
Даже Гугл уверен, что это исключительно телефон:
***
Андрей Кузнецов, Волгоград:
Медиа не репрезентирует общество, а его создает, и даже не в символическом плане, а в материальном.
Быть - значит опосредовать и быть опосредованным.
Режимы медиации = режимы существования: 1) технология (систематическое использование вещей), 2) мораль. Вещи - экстрасоматические штуки. Используя вещи, мы встраиваемся в гирлянду времен. Вещи производят пространство и время. Технология - один из способов экзистенциальной мутации.
Хронологически: раньше - независимый от нас мир, от которого мы страдаем, но вынуждены мириться. Мудрость в том, как с этим справиться. Далее, с конца второй мировой войны, происходит рост технологий, человек лучше контролирует повседневную жизнь. Последние поколения живут уже в уверенности, что все под контролем. Отсюда: зачем мораль, если ничто не заставляет страдать?
Человек занимает место с помощью технологий, которые традиционно метафизически приписывали Богу. Все в наших руках, но мы не можем контролировать свои действия.
Экологическая ниша как политический институт, задающий стандарты морали.
Сегодня технологии делают человека человеком (в социальном плане как минимум): пример с ученым, который, не имея электронной почты, не может существовать в качестве члена научного сообщества.
***
Денис Сивков, Волгоград
Иммунология медиа
Маклюэновское определение медиа как расширения человеческого тела. Здесь медиа как расширение человеческого иммунитета.
Слотердайк: для достижения абсолютной безопасности надо построить иммунитет, равный всей реальности, то есть такой, который бы исключал всё внешнее
...К онтологии мобильного телефона. С одной стороны, мы более могущественны, чем в ситуации с домашним телефоном - можем выстроить иммунную защиту: определитель номера, черный список, игнор, отключить и т.п. С другой стороны, существуют некие моральные обязательства: например, ты всегда должен быть на связи, нужно подбирать мелодию звонка в соответствии со статусом владельца, необходимость в определенное время менять модель».
Сегодняшняя ситуация с медиа - аутоиммунное расстройство, то есть система борется сама с собой. (к ответу на вопрос о том, почему именно иммунология медиа?) Иммунитет - защита тела, иначе оно умрет.
"Все конференции по медиафилософии носят аллармический характер: шухер, медиа!"
***
Виктор Круткин, Ижевск, «Медиафундаментализм или о границах применения идеи «репрезентации» к фотографии» (на лекцию опоздала, только концовку услышала)
Образы могут быть опасны - богословы это знали, знали, что образы могут не тому научить, не той вере научить.