Проблемы развития России….извечный вопрос: что делать?

Jan 21, 2012 21:50

            Начнем с того, что всем уже очевидно. Главный тормоз в развитии нашей страны - это коррупция. Коррупция она везде: «куда ни кинь всюду коррупция». Вы можете провести мысленный  эксперимент завяжите мысленно глаза, выйдите во двор из дома, раскрутитесь, остановитесь и киньте камешек. Куда он попал? На тротуар (придомовую дорогу)? Конечно, асфальт старый потрепанный избитый, а почему? Потому что выделили деньги не его ремонт/замену и их, угадали, своровали. Упал камешек на детскую площадку? Почему качели и горки заброшены? Правильно деньги кто то своровал. А вдруг камешек летел, летел и дзинк, а потом рев сигнализации. Это дорогой внедерожник соседа, упппс. Да он работает в администрации. Такую картину рисует наше подсознание.


Тем не менее, коррупция это проблема ХХI века. Она есть везде, во всех странах. Везде где есть возможность обменять власть на деньги - она будет, и это объективно. Еще ни одна страна в мире не смогла с ней справиться. Однако, если вспомнить историю, то прецеденты были, когда в нашей стране коррупция была ничтожной и именно поэтому с таким придыханием вспоминают времена И. Сталина. Но времена меняются и это факт. Давайте попробуем определить основные виды коррупции, чтобы понять механизмы ее действия. Ее можно разделить условно на четыре основных вида:
  1. Когда власть не согласует/разрешает что-либо предпринимателю/организации и это не позволяет продолжать бизнес-процесс успешно;
  2. Когда есть конкуренция среди хозяйствующих субъектов за ресурсы государства (госзакупки и госзаказы);
  3. Когда есть возможность что-то неделать с таким же успехом, как и что-то делать, хотя обязан что то делать;
  4. Когда обязан что-то не делать, а могу что-то кому-то сделать, если захочу, и этот кто-то чтоб избежать «посадки», должен поделиться.

При этом, тормозят развитие экономики, в основном, первый и четвертый вид этой коррупции. Первый вид обычно проявляется во всяких надзорных органах, органах лицензирования. Второй - о нем и так достаточно везде говорится, базируется на откатах и на самом деле для бизнеса не так опасен, как принято считать, потому как повышает издержки «трения» (трансакционные). Третий вид, это когда органы противопорядка правопорядка не хотят возбуждать дела, а суды выносить решение в пользу того, кто прав. Четвертый вид, действительно опасен для предпринимателей, т.к. является ощутимым демотиватором в развитии (случай с Ходорковским, Чичваркиным….).

Таким образом, нужно выделить центры зарождения коррупционного момента и выбрать меры снижения степени коррупции. Как говорил (писал) знаменитый писатель Р. Э. Ханлайн, тайны порождают тиранию, а мы скажем «отсутствие информации - порождает/усиливает коррупцию». Первый фактор - отсутствие доступа к информации о работе человека, принимающего решения. Также, усиливает коррупцию отсутствие контроля, или неподотчетность. Поэтому все процессы необходимо подвергнуть критике именно, на эти аспекты.

Вообще говоря, по второму и третьему виду коррупции ничего нового в организационном совершенствовании, наверное, не придумать. Да можно усилить контроль над госзакупками,  полицией, следственными органами другими инстанциями порождая новую коррупционную спираль. Однако нужно понимать, что государства в экономике и в жизни общества должно быть меньше. Поэтому для этих двух направлений что-либо, кроме усиления информационной освещенности и доступности процессов. Например, проводится госзакупка автомобилей для уборки мусора, ну понятно, что в данном городе вряд ли найдется несколько предприятий-производителей этой спейавтотехники. Однако абсолютную честность этого процесса можно обеспечить очень просто. На веб-сайте госучреждения публикуется цена предприятия изготовителя или официального дилера, накрутка на транспортные расходы = конечная цена госзакупки, и даже конкурсы проводить не надо. Зашел на сайт посчитал, проверил звонками - и все. Конечно, необходимо повышать ответственность чиновников за информационную открытость и прочее. Более того, если разобраться, то закупочный процесс представляет простой алгоритм: 1. Публикация требований (заданий) к закупке, публикация условий конкурса, публикация протокола о выборе победителя. Обычное слабое звено, это сами требования. Зачастую, Заказчик (покупатель) сам некорректно или некачественно формулирует свои требования к Закупке, и, соответственно, страдает конечный результат и его однозначность толкования. Например, хотели выбрать подрядчика на ремонт детского дома, а потом оказывается, что нужен был ремонт, капитальный, да еще и территории вокруг него и пр.

Что же касается последнего (четвертого) вида коррупции, то самым важным инструментом может стать только перенос экономических преступлений из плоскости уголовных наказаний. Например, для меня смешно, когда девушка, своровавшая 120 миллионов руб. на строительстве перинатального центра в Перми в 2011 г. получила наказание 2 года условно - езди только и отмечайся в полиции. А кто вернет 120 миллионов рублей?????? Вместо того, чтобы сажать предпринимателей или госчиновников за хищения нужно гарантировать возврат денег+штраф, как это было с главой фирмы Энрон в США. Таким образом, конфискация имущества, временный арест на имущество и счета родственников может стать тем инструментом, который защитит «честного» предпринимателя от уголовного преследования со стороны коррумпированного чиновника. Как это ни парадоксально звучит. Да и очевидная мера по внедрению судов присяжных, также, будет способствовать прозрачности процессов.

И, наконец, о том, где действительно можно внедрить новые механизмы по организации процессов. В первом виде процессов  по нашему списку нужно обеспечить демонополизацию государственной власти на управление. Каким образом это можно осуществить? Для этого необходимо:
  1. Провести анализ целей, задач и заинтересованности в результатах работы данного института;
  2.  Найти и определить аналогичную структуру, т.е. с аналогичными целями, задачами и интересами, или очень близкими по сути;
  3. Объединить управление процессом.

Достоинства данного метода очевидны, нет задвоения управления и несогласованности между различными «Аналогичными» институтами.

Пример 1. Возьмем наше высшее образование. Российские ВУЗы, по некоторым данным, самый коррумпированный институт. Много говорилось о том, что в структуре после школьного образования есть перекосы в сторону экономических и юридических специальностей, куча коммерческих ВУЗов, которые предоставляют студентам некачественное образование и дефицит рабочих для отечественной промышленности. Короче в образовании катастрофическая ситуация. При этом, государство норовит все сократить/урезать/ужесточить и прочее. Все вроде замкнутый порочный круг из которого нет выхода. Но давайте попробуем абстрагироваться от конкретных проблем и взглянем на процесс по новому - без эмоций. Возьмем конкретный ВУЗ - университет (для широты и универсальности анализа). У такого ВУЗа обязательно есть ректор и подчиняется он напрямую Министерству образования РФ. Сегодня у нас один министр образования, а завтра другой. Политика меняется - меняются задачи и приоритеты. А ВУЗ остается и остаются  «самые важные» задачи (качественное и актуальное образование студентов). Кому еще нужно качественное и актуальное образование студентов??? Предприятиям нужны кадры (образованные)??? Очевидно, да! Госструктурам нужны квалифицированные бюрократы? Ответ, да! Попечителям и спонсорам? Да. Средним школам, в которых потом будут преподавать английский/немецкий язык выпускники ВУЗа? Конечно! Научно-исследовательские и проектные институты хотят получить специалистов? Бесспорно!

Ну вот, мы и определили, круг заинтересованных лиц в этом «бизнес-процессе». Далее необходимо их всех привлекать к управлению. Наиболее оптимально ввести институт Правления (Совет Директоров), в котором будут представлены наиболее полно представители всех заинтересованных сторон, в т.ч. МинОбрНауки. Именно Правление должно определять политику ВУЗа, основные цели и приоритеты, а ректор, в свою очередь, должен быть ему подотчетен, а не только МинОбрНауки. Таким образом, мы получаем систему, в которой четко прописываются интересы и требования к процессу высшего образования. Вместе с этим, уровень управления смещается на места, а это способствует снижению степени злоупотреблений в руководстве ВУЗа.

Пример 2. Крупная больница или медицинский центр. Аналогично, интересантами повышения количества здоровых людей, выступают Работодатели (работники не должны болеть), Страховые компании (они тратят деньги на возмещение расходов на лечение застрахованных ОМС, ДМС), Органы опеки (старые немощные люди) и тд. и тп.

Все это применимо даже к таким институтам, как ГИБДД, Ростехнадзору, Пожарному надзору, СЭС и пр. пр.

Также, необходимо поменять подход к институту Лицензирования. На базе учебных заведений должны быть созданы комиссии по Лицензиям. Например, работает доктор, на него пожаловались. Решение об отзыве его индивидуального «сертификата» должна принять компетентная комиссия. А где наибольшее число компетентных людей по медицине - конечно в Альма Матер, ведь именно ВУЗ выдал,  в свое время, Диплом врача.

Таким образом, переосмысление подходов в управлении стало необходимым условием для дальнейшего развития не только экономики страны, но и всей системы общественного сектора.

Коррупция, кризис управления, развитие экономики

Previous post Next post
Up