Поэтому прежде, чем начнется рост нужно ресурсов на 48,1% + 6,6% = 54,7%/экономики, для простого технологического поддержания. Даже если мы возьмем 50% этого значения в качестве необходимого дефицита технического обновления, то мы будем иметь дефицит инвестиций, которые нужны на поддержание экономики на 2016 год в размере 24 544 091 667 тыс. руб. [1]. Да и это без поправки на обесценение, переоценку основных фондов.
Другими словами, прежде начать расти в результате валового увеличения инвестиций в реальную экономику необходимо потратить 24, 5 триллиона рублей. А так как изношенность основных фондов составляет более 50%, то и вероятность вложений кредитных средств составит в лучшем случае не более 50%.
- Производители направляют на развитие производств: 1 00 000 млн. руб.*50%=50 000 млн. руб.
Также мы не учли фактор крупного бизнеса, в котором основная цель это не извлечение прибыли. По данным статистики и экспертов это примерно 80% всех производств [2, 5].
Более того, количество малых и средних бизнесов сокращается постоянно и пересмотр критериев в сторону повышения не помогает переломить тренд [4].
Что я имею ввиду? Крупные предприятия, в которых не заинтересованы максимизировать прибыль и из которых «выкачивают» деньги за счет фиктивных контрактов и использования прочих «черных» либо «легальных» офшорных схем.
Другими словами, в крупных бизнесах вероятность, что кредиты пойдут в дело составит от 30% до 50%. - если учитывать коррупционную составляющую.
- Крупные производители направляют на развитие производств: 50 000 млн. руб.*80%*50%=20 000 млн. руб.
- Мелкие и средние производители: 50 000 млн. руб.*20%=10 000 млн. руб.
Но и там и там, вероятность, при существующей степени износа основных фондов и рыночной конъюнктуре, что кредит будет истрачен на финансирование новых мощностей составит примерно 20%, и это в лучшем случае.
Таким образом, маловероятно, что при получении доступного кредита - деньги станут драйвером роста объемов производства на предприятиях. Корреляция тут будет близка к нулю.
Этап3. Даже если предприятия будут вкладывать в новые производственные мощности, а это 3% от всех денег, которые влились в экономику в результате снижения ключевой ставки, то с какой вероятностью новые товары будут поглощаться отечественным рынком.
Есть рынок, который должен нам ответить, что есть экономический смысл для расширения производства и, соответственно, сбыта продукции. Сможет ли рынок переварить прирост и стоит ли шкурка выделки? И как уже написал ранее, платежеспособный спрос в экономике снижается - в стране кризис.
Необходимо учесть следующие факторы:
А) снижение национального внутреннего потребительского и бизнес спроса;
Б) низкую технологическую вооруженность производства;
В) высокую русурсоемкость и неконкурентную себестоимость производства;
Г) кадровый голод.
Да можно произвести помидоры или картофель - спору нет. Но, во- первых, когда картошки хватит на всех жителей нашей страны, перепроизводство надо куда-то деть. А конкурировать с соседними странами мы не сможем по размеру себестоимости, хотя бы по климатическим факторам. Во-вторых, Вы не сможете производить отечественные смартфоны, а самое главное, не найдете адекватный сбыт. Потому что в силу перечисленных выше факторов - конкурировать с мировыми производителями не представляется возможным. Это понимали еще в позднем «совке».
Технологическое отставание не дает возможности производить в России даже, ну вот казалось бы, сыр. Какие тут смартфоны и лидары?
Все занавес!
Действие второе. Начинаем возрождать технологический потенциал!
В СССР существовало исправно функционировало множество конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Сколько стоит денег, чтобы построить в современных условиях технологическую базу хотя бы для одной высокопередельной и высоко технологичной отрасли? Например производство электромобилей.
Для наработки технологической базы нужен опытный полигон, где можно испытывать образцы опытного производства.
Далее, необходимы конструктора и технологи, которые будут непрерывно совершенствовать опытное изделие в многократных испытаниях.
Нужно их где-то подготовить - нужны научно-исследовательские и проектные институты и конструкторские бюро.
Для производства одного нужно наладить прежде производство тысячи комплектующих. А пока все импортное.
Для серийного производства опытного изделия нужны, прежде всего, люди. Специалистов и рабочих нужно готовить. Нужны профессиональные училища и техникумы и, наконец, институты.
Нужны станки и оборудование для производства, которое тоже нужно разрабатывать вновь. А для этого нужны другие заводы, конструктора, инженеры, рабочие, и так далее по кругу нужны свои НИИ, КБ, ПТУ и пр. пр.
Чтобы выпустить самим один электромобиль - нужно создать такую инфраструктуру, что стоимость вложений будет примерно в 100 000 раз больше, чем стоит выходное изделие.
Для производства электромобиля в РФ нужны минимум:
1 Завод по сборке электромобилей;
2 Завод по производству электродвигателей;
3 Завод по производству систем охлаждения электродвигателей;
4 Завод по производству АКПП;
5 Завод по производству аккумуляторных батарей;
6 Завод по производству запасных частей (а может и несколько);
7 Завод по производству подзарядного оборудования (вилки, розетки, трансформаторы);
8 Завод по производству типовых конструкций для электрозаправочных станций;
9 Отытно-конструкторские бюро для производства электромобилей;
10 Институты и училища для персонала.
Даже если в среднем взять по 50 миллиардов руб. за каждый пункт, если все строить с нуля, то у нас получится около половины триллиона рублей вложений, да возможно реальные цифры будут разниться, но не на порядок. Если, к примеру, строительство самой небольшой тепловой электростанции сегодня оценивается в 49 миллиардов рублей [4].
И мы с Вами подсчитали - во сколько нам обойдется серийный отечественный электромобиль. А во сколько еще обойдутся: отечественный планшет, смартфон, спутник, беспилотник, скоростной поезд, да хотя бы наконец, универсальный автопогрузчик и многое другое?
Все - занавес!
Действие третье. Ответим на самый последний вопрос: кто и какими инструментами будет поднимать упавшую в канаву отечественную промышленность?
Кто эти люди и где они работают? В каких организациях и какие позиции они занимают?
Иначе говоря, кому будет поручено развивать производство?
В мейнстриме экономических подходов есть три основных варианта:
1. Это государственные структуры, которые сверху получили задачу делать все возможное, чтобы новые предприятия кто-то строил и пускал в эксплуатацию. Дальше нанимались рабочие, служащие, руководство. Потом начинали закупать сырье и выпускать продукцию. Тогда возникает первый и самый главный вопрос: каким ресурсом (рычагом) они будут двигать этот вопрос? Как можно замотивировать каких-либо посторонних людей взять да и построить пару заводов? Можно конечно выделить какие-либо целевые средства и дать в распоряжение этим государственным людям. Но есть одно большое но, какова вероятность того, что эти люди не будут просить откатить часть средств обратно? Вероятность никакая.
Если мы эту схему продолжим дальше по государственному сценарию (т.е. государственники не только будут патронировать кого-то, а наймут государственных людей на государственные заводы), то получим полную неэффективность государственного управления, как это было в СССР и как это есть сейчас в госсекторе. Сколько государственных предприятий в РФ, которые присутствуют в рейтингах и списках лучших предприятий и товаропроизводителей?
2. Поручим поднимать промышленность самим промышленникам, а если корректнее, то олигархам, которые владеют заводами, газетами и пароходами. Да идея вполне здравая, особенно если учесть, что это как раз с нами и происходит уже 25 лет примерно как. На протяжении всех 25 лет в стране Российская федерация, строятся десятками в год новые электростанции, прокладываются новые магистрали, вводятся в строй новые мегазаводы и фабрики. В ближайшие годы будут отправлены первые пилотируемые корабли к Юпитеру. И это только начало, Товарищи!
3. Можно придумывать всякие симбиотические схемы взаимодействия НКО, капитала, государства и прочего, но нужно отдавать себе отчет, что ни одна сторона не заинтересована в скорейшем развитии промышленности, у каждого перечисленного участника главные приоритеты другие. И это объективно. Сочетание абсолютно чуждых нам векторов между собой не принесет какого-либо ощутимого системного эффекта. Как можно заставить побеждать в гонке лебедя, рака и щуку?
Кому же, в конечном счете, нужна ускоренная модернизация и разгон экономики? Да, кто-то может сказать, мол рядовым гражданам, которые беднеют день ото дня. Но мы так долго привыкали к гламурной жизни, соцсетям и айфонам, что вряд ли кто-то мечтает быть слесарем или валяльщицей. А к чему это я? Да к тому, что даже если мы ценою неимоверных усилий восстановим ту индустриальную базу, которая была в СССР - она никому не нужна. Ирония в том, что это вчерашний день. Да без своего производства ни одна страна в мире не может быть суверенной, но в одну реку не входят дважды.
Очевидно, что настало время других решений и других подходов: либо новый общественный договор, либо полный демонтаж старой системы производственных отношений.
Список источников
1.
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/fund/#.
2. {C}Быркова Е. Малый бизнес в России: цифры и факты -
http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/article/26003-kak-zhivet-malyy-biznes-v-kpizis-tsifpy-i-fakty.html 3. {C}Дятел Т. «РусГидро» разогрелась на Дальнем Востоке. -
https://www.kommersant.ru/doc/35345654. {C}Кольванова С. Росстат зафиксировал сокращение малых предприятий на 70 тыс. -
https://iz.ru/news/636167 5. {C}Кондратьев А. Малый и средний бизнес: 40 % ВВП России к 2030 году? -
http://businessofrussia.com/2017_03/monitoring/item/1531-vvp.html.