После
прочтения нескольких пьес Сартра, не скажу что был им очарован, но решил обязательно познакомиться с его творчеством поближе. Так вот в начале сентября слушал аудио-вариант его первого произведения - "Тошнота".
Если смотреть с точки зрения сюжетной насыщенности, то книжка эта может показаться совсем пустой - герой практически ничего не делает: пришел - ушел; уехал - вернулся. Но сказать, что с ним ничего не происходит - нельзя, он существует, больше того - он понимает это. Он видит существование во всех и во всём, не видит он только смысла этого существования.
Пишет Сартр удивительно - образно, ёмко, но, в тоже время, поверх всех слов лежит лёгкая, почти невидимая, дымка, что придаёт его языку ещё большее очарование.
Вообще говорить об этом произведении без упоминания философии, в основу которой оно легло - невозможно. Ведь Сартр был не только и не столько литератором, сколько философом, одним из основоположников
экзистенциализма, который представляет собой, с одной стороны, свободу выбора, с другой - некоторую обречённость, изолированность.
Другое произведение Сартра - отчасти затрагивающее эту философию - "Детство хозяина", его я уже непосредственно читал (не_слушал). История о становлении личности одного из будущих хозяев Франции, где очень характерно описано внутреннее самосознание сначала совсем ребёнка, а потом и выросшего юноши. Здесь крайне остро и лично переданы мысли, переживания, что звучат и у нас в голове - порой несуразные, порой и вовсе глупые, но формирующие нас, создающие наше Я.
Мне новелла, опять же, очень понравилась, но то к чему пришёл Люсьен (герой истории) - осознание себя через ненависть, рассовую нетерпимость - пугает.
Последним из того, что я на данный момент прочитал у Жан Поля, стала также новелла - "Стена", где писатель проникает и опять-таки очень точно передаёт атмосферу и внутренее состояние обречённости, но не отчаянной и агонистической, а холодной и мёртвой. Герой этой истории - приговорённый к растрелу молодой человек, с которым мы (и не только) проводим ночь.
Немного удивил конец повествования - не то, чтобы неожиданный, но неуместный - чем-то в духе О. Генри.
Вообще читалось (и слушалось) всё очень приятно, хотя порой и нелегко - такое чтиво невозможно без "примерки на себя", некоторого переосмысления. В чём-то я с экзистенциалистами согласен, но признать, подобно Антуану Рокантену или Ани из "Тошноты", что мир пуст и за "всем этим" ничего не стоит, я пока не готов.