Dec 03, 2012 20:15
Что-то я соскучилась по временам, когда в любом магазине работали продавцы, кассиры и консультанты, обученные этому делу. Я даже помню такие времена, когда на работу не брали, если у кандидатов не было специального образования по данному направлению. Хорошо это запомнила, потому что сама занималась подготовкой кассиров, продавцов, бухгалтеров, секретарей, и к нам приходили вчерашние выпускники школ, женщины после декретного отпуска, отчаявшиеся педагоги, имеющие желание сменить профессию. Среди работодателей даже сформировывался некий негласный рейтинг учебных центров, занимающихся подготовкой специалистов, поэтому брали на работу далеко не всех, кто имел «корочку».
И как было приятно порой сталкиваться с ними в магазинах, когда они вспоминали тебя и говорили «спасибо» за то, что мы их обучали и дали знания. И ведь им можно было задавать вопросы по товару и получить довольно грамотные ответы, не говоря уже о том, что и они увереннее себя чувствовали в профессиональной среде, особенно когда дело касалось оформления документов. Были, конечно, и такие выпускники, которые в упор не узнавали, потому что как ни старались (читайте: как ни таскали пакеты с колбасой и вином), так и не смогли получить в свою «корочку» хорошую оценку по предмету «учет и отчетность».
А сейчас… согласилась сидеть в торговом зале и то хорошо, что там расположено, не многих продавцов интересует, поэтому некоторые вопросы покупателей вводят в ступор:
- Подскажите, какая из зубных паст без содержания фтора?
- ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ????????????????????? (а в глазах «Очуметь, без фтора нужна паста! А там что, еще что-то есть, кроме фтора?!!») Ну всё, что есть, выложено на витрине.
Или:
Покупатель: Мне, пожалуйста, дарницкий формовой.
Продавец: Чоооо??? Круглый или кирпичиком?!
В магазинах по электронике и прочим товарам вообще сложно найти адекватного продавца, который в состоянии грамотно и четко пояснить, в чем разница, например, вот этого фотоаппарата с цифрой 4 от этого с цифрой 5, кроме разницы по деньгам в 2000 рублей. Самый распространенный ответ я помню «модель новее» , как будто это всё объясняет.
Конечно, реалии времени вносят свои коррективы, и очень сложно знать все методы производства продуктов, или разбираться в составах тканей, из которых шьют ту или иную одежду, видимо с таким объемом информации не справляются учебные заведения, но почему-то я уверена, что если тот, кто продает, хотя бы чисто по-человечески интересуется тем, что у него на прилавке, тогда и нужная информация приходит, и диалог с покупателями становится более результативным, а значит и работа продавца более оплачиваемой.
На тренингах по продажам в самом начале мы даже отводим этому моменту некоторое время, чтобы у продавцов чего бы то ни было отложилось: не знаешь и не любишь свой товар, мало какие переговорные приемы помогут, ну а даже если помогут, то на один раз. Покупатель любит обращаться к тем, кто несет в себе любовь и гордость к своей профессии.
клиент,
общение с клиентом,
работа с персоналом