Хочется выразить благодарность Ирине и Валере,
(хозяева гостиницы МРИЯ, где мы жили)
которые молча, нежно и с заботой
посмотрели на нас как на умалишенных,
когда мы сказали, что
приехали на 2 недели отдохнуть
и дорешить наследные дела на родине мамы
В 1998 году у нас трагически погибает дядя, родной брат мамы, проживающей на Украине, и дом в родном селе остается без хозяина. Летом мама решает туда поехать, чтобы уладить вопросы с домом, ну и заодно побыть на море и повидать родные края. Мы с сестрой едем с ней. И я теперь мысленно себя тюкаю по башке, когда думаю, почему же я тогда не углядела за мамой. Вспоминая то время, не могу поймать себя на том, что у меня было ощущение, что у мамы были проблемы. Бумаги, поездки к нотариусу - все это казалось как одним из пунктов нашего путешествия, причем не очень важных. Когда я уже в поездку в 2012 году в родные края спросила ее, почему же она меня не привлекла к этому вопросу, мама пожала плечами и сказала, что наверно «я не хотела тебя этим озадачивать».
А получилось тогда в 98-м году вот что:
(дальше много-много букв!)
прежде чем ехать на родину, мама выяснила, какие нужны документы, чтобы оформить наследство (завещание существовало в природе и туда она была вписана), но приехав, узнала, что еще необходимо свидетельство о браке, которого у нее с собой не было. Нотариус, видя, как она расстроилась, успокоила ее, сказала, что можно в следующий раз его привезти, забрала другие документы (в том числе и подлинник завещания!), не выдала маме никакой расписки (а мама, добрая душа, ее и не попросила), на этом они и расстались.
И вот маме понадобилось целых 14 лет, чтобы созреть для следующей поездки и довезти это свидетельство о браке (для ее созревания я провела нехилую агитацию и подготовку в течение полугода).
Приезжаем в Бердянск. В первый же день решаем поехать к нотариусу и выяснить в каком состоянии находится ее дело о наследстве, если вообще оно существует. Скептицизмом моей мамы можно было укрыть всех жителей Украины, настолько она не верила в возможность что-то решить (я недооценила силу ее скепсиса, но поняла это уже потом). Да, а когда мы еще собирались только на Украину, я уточнила у мамы, есть ли у нее документы по нотариусу, на что получила положительный ответ. Да, я не посмотрела эти документы, каюсь, но я тогда не знала вообще насколько все запущено.
И вот мы, оставив Мишу с Гришей знакомиться с Азовским морем на косе, прибыли в центр Бердянска, и я без всякой задней мысли спрашиваю:
- Куда мы пойдем? Будем уточнять направление у местных? Или ты так помнишь дорогу?
Мама, крутя головой во все стороны, отвечает:
- Я не знаю адрес. Вроде улица Красная нам нужна.
Подходит к мужчине, спрашивает эту улицу (я в это время с открытым ртом стою, пытаясь понять, чего мне щас сказали), и на нашу беду ей попался вежливый интеллигент, который стал расспрашивать для чего нужна нам эта улица, и узнав причину, заявил, что нам нужна другая улица, что городская нотариальная служба находится там-то и там-то. Пошли. Шли, шли, шли, дошли, видим табличка «Четверг - неприемный день». Мама нервно хихикает, я изучаю стены тамбура в надежде найти сайт этой службы, или телефон, или какую памятку, которая поможет нам сориентироваться. Наивная какая!
Услышьте меня, жители моего города, кто считает, что у нас нотариальная служба плохая, я вам ответственно заявляю «Она у нас супер!» (про тарифы не говорю, речь о сервисе). Придя к любому нотариусу, мы на стенде информационном (а он обязан быть у всех нотариусов, там же размещается прайс всех их услуг и прочая инфа) по первой букве фамилии может определить, к какому нотариусу нам обращаться по делу о наследстве, можем по телефону узнать, когда принимает, а когда нет, какие доки стоит с собой взять, а иногда нотариусы дают консультацию по телефону в оформлении доков по ИП или организации. Да, и если вы пришли, а у нотариуса большая очередь, можно выяснить, в какой день лучше придти, чтобы долго не ждать.
Никакого сайта я не увидела, телефона тоже. Вопрос задать возможности не было. Потому что в тамбуре сидели обычные граждане Украины, которых собрали для оформления какой-то сделки. Сотрудники конторы сидели где-то внутри помещения, куда проход был закрыт. По четвергам, как подумала я тогда.
Ну погуляли по городу, и вернулись на косу.
Да, а уже находясь дома, я спросила у мамы, какие же документы от нотариуса у нее есть, на что она показала мне задрипанную бумажку, на которой от руки был написан список документов для оформления наследства. Так я узнала, что никакой расписки у мамы нет, и визитки нотариуса нет. И опять меня нужно потюкать, что я не изучила эту бумажку очень тщательно, ну правильно, в состоянии шока пребывала.
На другой день опять поехали.
И тут мы познакомились с их системой работы нотариальной службы.
Итак, для того, чтобы просто спросить что-либо у сотрудника нотариальной конторы, нам следовало встать в очередь в тамбуре, и ждать, когда откроется заветная дверь из коридора, оттуда выйдет грозная тетка-церберша, и не начнет перекличку тех, кто записался на прием за месяц до этого дня (!). Тех, кто не записывался, но которым очень надо что-то уточнить, записывали отдельно и вызывали отдельно. Мы прождали часа три по-моему, прежде чем попали в этот коридор к столу другой тетки-церберши, которая выслушав маму, заявила, что это не к ним, а в другую контору, районную, которая находится там-то. Мама к тому времени готова была все бросить и послать эти дела куда подальше. Но мне уже стало интересно. Пока мы там в очереди стояли, пообщались с бабульками, которые рассказали, как тяжело что-либо оформить. На мой вопрос, а есть ли негосударственные конторы, куда можно обратиться, и где не нужно записываться за месяц, сказали, что есть, но у многих в их делах находятся какие-либо ограничения, по которым их документы могут оформить только в государственной конторе. Такой выбор без выбора.
Пошли опять мы городу в сторону районной конторы. Когда мы до нее дошли, нервно хихикать уже стала я, потому что мы оказались точно на том перекрестке, откуда мы начали свой путь, и где я стояла с открытым ртом, пока мама общалась с интеллигентом. Зайдя в эту контору, мы увидели табличку…..правильно, «Неприемный день». Мама открывает рот, чтобы громко выразить свое возмущение небесам и всему миру в целом, но я, видя, что тут контора вроде человеческая, любую дверь можно открыть, быстро толкаю ее в кабинет, и мы попадаем в кабинет обаятельнейшего молодого нотариуса, который даже не подумал выставить нас, указав на табличку. Выслушав нас, он встал, подошел к шкафу, полминуты там ковырялся и вытащил дело о наследстве мамы. Когда он сел, открыл дело и подтвердил, что да, в их конторе находится дело мамы, я даже немного удивилась про себя «Неужели всё?» Зря. Полистав дело, было сказано, что в нем не хватает половины необходимых документов, что нужно представить справку о смерти брата, чего-то еще и …….внимание! идентификационный номер! Естественно, я сразу подумала про ИНН. Мама говорит, что ИНН она не взяла. Нотариус поправляет нас: не нужен ИНН России, нужен номер, полученный на Украине. А для этого…прам-парам-пам-пам….нужно перевести на украинский язык мамин паспорт, заверить нотариусом его, и ехать в город Запорожье в налоговую инспекцию. Такие вот порядки. Заявление нотариус может принять только от гражданина с этим номером украинским. И вообще, добавил он, нужно еще выяснить, на кого именно оформлена земля и дом, потому что по делу непонятно, успел ли вступить дядя в наследство после смерти бабушки. И этот нотариус был настолько мил (козлина он! Потом поймете, почему), что объяснил как найти БТИ Бердянска для выяснения, на кого оформлена собственность, и отдел загса, который может выдать справку о смерти маминого брата. Хорошо, что город Бердянск маленький, и почти до всего можно дойти пешком. Но я впервые увидела, в каких странных зданиях находятся госконторы. Обветшалые вывески, никаких указателей, очень вежливые жители города сами путаются куда именно надо идти. В загсе справку можно было получить, предъявив ксерокопию бумажки, которую в поезде сотрудники границы дают каждому въезжающему, с собой бумажки не оказалось, пошли искать БТИ.
БТИ это было нечто: мы еле нашли дом номер 13 по такой-то улице, как нам сказал нотариус, обошли его 2 раза, опросили прохожих, проживающих в данном районе, но никто ничего про БТИ не слышал. А потом увидели другое здание, стоящее неподалеку, присмотрелись, и увидели, что это тоже дом номер 13 (никаких дробей, или корпусов, или другой улицы),
просто еще одно здание с таким же номером, и в нем куча офисов типа Эйвона, Фаберлика и прочих, и вот среди этих косметически-биологическидобавочных офисов затесался кабинет БТИ, в котором был … ага, неприемный день, но вежливая тетя проконсультировала нас, сказав что нотариус, пославший нас к ним, странный человек (читать: козлина), потому что они не выдают сведений о принадлежности земли обычным гражданам, а только по запросу суда или нотариуса.
Куда-то мы еще ходили-звонили, но это было уже не так интересно, скорее это было энергозатратно, потому что везде нужно было сначала маму настроить на общение.
А, да, был еще момент, когда я в конце этих похождений еще раз взяла бумажку, которая осталась у мамы после общения с нотариусом 14 лет назад, в самом ее низу была начеркана улица той самой районной конторы, и называлась она совсем не Красная, а Розы Люксембург.
В общем, когда мы узнали, что нужно сделать маме, для того чтобы получить идентификационный номер на Украине, до нашего отъезда оставалось 3 дня, один из них - выходной, и я уже не смогла уговорить маму сгонять в Запорожье и все-таки попробовать подать документы нотариусу, чтобы хоть немного сдвинуть дело с мертвой точки. Конечно, подача документов задачу не решала, это было только началом пути, потому что после их сдачи предполагалось еще обращение в суд, чтобы ее признали наследницей и пр и пр. Много чего нам рассказали и жители Украины из своей практики, и другие нотариусы, и все это было печальной констатацией того факта, что если мы что-то и хотим добиться, то надо оставлять маму жить там и может быть тогда будет нам счастье.
Мораль сего длинного сочинения: ВСЁ ДЕЛАЙТЕ ВОВРЕМЯ! И ТРЕБУЙТЕ ЗА ЛЮБУЮ ОТДАННУЮ БУМАЖКУ РАСПИСКУ!