Как только появился Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens), а это случилось около 40 тыс. лет до н.э., в каменном веке (от 4 млн. ~ 4 тыс. лет до н.э.), появилось и искусство.
Первые произведения относятся к позднему палеолиту.
Посмотрим, какой был тогда человек…
А это уже наши современники…
Так ли они далёки, эти наши пра пра пра… …… дедушки и бабушки? И так ли они примитивны, как мы это читали в учебниках по истории в 6? классе?
Известно, что в те далёкие времена, большую часть Европы покрывал толстый слой льда. Почти все силы уходили на борьбу с холодом, борьбу с хищными зверями, поисками пропитания и тд… И всё таки Человек рисовал, творил… И это удивительно…
Произведения многих безымянных художников отличались высоким мастерством исполнения и замечательной выразительностью.
На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться- быки, лошади, северные олени и др. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи.
мамонт
пещерный медведь
Примечание: Пещерный медведь (Ursus spelaeus). Длина тела - до 3,5 метров. Внешне схож с современным бурым медведем, но лобастее и массивнее. Однако сам пещерный медведь был далеко не так страшен как его облик. Это вовсе не свирепый хищник. Пещерный медведь был спокойным, медлительным и неагрессивным травоядным гигантом. Он питался корнями и ягодами, лакомился насекомыми.
скелет пещерного медведя
череп пещерного медведя
Рисовали красками на основе охры, угля,гематитов с добавлением сока растений и жира животных. Разрисовывали не только пещеры, но и себя… для красоты, для разделения на свой-чужой, для маскировки на охоте…
В некоторых пещерах находят раковины с кремообразными красками в основном на основе жира, который можно использовать исключительно для тела и лица.
Посмотрим на основные произведения:
1. Франция, Пещера Ласко или Ляско.(18 тыс. до н.э.)
- один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи».
Живописные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII-XV тысячелетии до н. э.
Лошадь.
В понимании наших предков, чем больше у лошади живот-тем она прекраснее... Их можно понять))
Бизон атакует человека.
Очень большие рога у быка, по моему мнению, отражение страха перед быком.
еще две красавицы
Скорее всего тут изображен раненный бык. Красное пятно- это кровь?
А это, скорее всего, весенние бои бизонов. У одного из бизонов не до конца сменилась зимняя шерсть на летнюю...
олени нарисованы изящно, в рисунках нет агрессии...
2. Пещера Альтамира. (Испания), 12 тыс. до н.э.
Зубр
Раненный бизон. Особенно выразительны глаза... полные печали.
3. пещера Фон-де-Гом (Франция),18 тыс.до н.э.
Очень красивые рога художник нарисовал в перспективе!
Бизон
Подчеркнут горб и гребень на голове, декоративное решение хвоста.
Волк
4. Пещера Нио. Франция.
Бизон
бизон со стрелами
Каменный баран
5. Капова пещера (Шульган-Таш).
Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана П.И.Рычковым в одном из его историко-географических сочинений о Приуралье
В пещере два уровня полостей - два "этажа". На первом этаже Купольный зал, зал Знаков, зал Хаоса, на втором - зал Рисунков. Красочные фигуративные изображения находятся, в основном, в верхнем уровне и, на довольно значительном расстоянии от входа.
Раскопки выявили культурный слой, в котором были найдены разрозненные кости диких животных, в том числе вымерших, например, пещерного медведя.
Наряду с различными другими находками, свидетельствующими о деятельности человека, здесь были найдены многочисленные комки той же самой охры, которая использовалась для приготовленя краски.
Собранный в культурном слое древний древесный уголь позволил получить абсолютную дату - 14680 ± 150 лет тому назад.
Первобытная скульптура.
Да, есть и такое))
Палеолитическая Венера. Виллендорф. 30 тыс. до н.э.
Её размер 12 см. Нет лица. Это эталон красоты того времени.
Это культовый предмет, амулеты, идол, отражающие идею материнства и плодородия.
Костёнка. Россия. 30 тыс. до н.э.