Не 45 татуировок Оксаны Сергуняевой. №№2-5

Feb 18, 2016 11:59

Эпиграф. Я не претендую на открытие чего-то нового. Я просто пишу о принципах, которые помогают мне жить, выстраивать отношения с людьми и добиваться результата.
Я уже рассказывала в «татуировке №1» о том, что свой карьерный путь (ха-ха) начала, работая в школе учителем истории и обществознания, а для начала мне дали 5-е, 6-е, 7-е классы и 10-ый.
Именно 7-ые классы и сформировали, как оказалось, определяющие татуировки в моей жизни.
Как это было? Всего не опишешь.
Мне достались 7б и 7в. Их сформировали как раз перед моим приходом, когда из 2-х больших классов сделали три нормальных. Самых способных детей забрали в «а» класс, а тех, кто сидел и молчал в остальные.
Тогда, в 22 года, я была очень наивна, и представления о школе и детях базировались на своем учебном опыте. Согласно ему, дети в 7-м классе уже должны уметь пересказывать учебный материал.
Ха-ха! Они умели это делать в начальной школе, а потом за 2 года тупого сидения благополучно разучились.
Напомню, что это 1997г. Учебников всеобщей истории, с которой мы и начинали учебный год, нет. Зарплат не дают, поэтому купить родители не могут, да и не требуют с них. Я сама-то первую зарплату получила на каникулах после первой четверти.
А тут еще дети немые. Не в прямом смысле слова, конечно, а сточки зрения владения исторической лексикой. Воспроизвести не могут ничего. А тут еще училка истории мучает непроизносимыми словами типа «буржуальской революции».  Сказать, что я была в шоке, это ничего не сказать. Но что-то надо было делать.
Мы с ними стали писать конспекты с моих слов. Материал я делила на логические блоки, которые состояли из пунктов. Так и записывали все: 1-е, 2-е, 3-е.
Сначала «отлично» получали те, кто мог воспроизвести все, что записали. Затем требования ужесточились. За простое воспроизведение можно было получить только четверку, а за ответы на дополнительные вопросы «отлично». Во втором полугодии началась отечественная история, по которой учебники уже были. Мы стали конспекты по учебнику писать и тесты составлять. Причем сначала я говорила, сколько в заданном отрывке пунктов конспекта должно быть или тестовых вопросов, потом уже нет. Так постепенно нарастала сложность, формировалась система, а мастерство моих подопечных росло. Саму систему, которая у меня складывалась в работе со всеми классами, я конечно, здесь описывать не буду, но о результатах коротко скажу.
Когда мои бывшие «немые» семиклассники доучились до 10-го класса, то сложные задания, требующие самостоятельного поиска материала в межпредметных областях, они выполняли на гораздо более высоком уровне, чем их сверстники из бывшего супер-сильного 7а, который в системе не работал.
Перехожу к татуировкам, которые у меня остались с тех времен.
Татуировка №2. Оценивать обучающегося (сейчас я работаю и с взрослыми, поэтому употребляю такой термин) нужно не исходя из установленных критериев того, что нужно знать и уметь на «отлично», «хорошо». «удовлетворительно», а учитывая прогресс от изначального состояния.
Поясню. Конечно, уровень этот метафорически условный. Это может быть даже не ноль. Представьте ось ординат или абсцисс (кому как удобнее). Кто-то может начинать от уровня -25, а кто-то от +25. Первый достигнет нуля, а второй +30. Кто проделал большую работу? Такой подход очень помогает мне и сейчас, а главное, что он помогает тем людям, которые очень сильно отличаются по уровню в сторону минуса, добиться очень больших для себя результатов.
Татуировка №3. В обучении главное - это наличие системы. Если есть система, то будет и результат. У разных людей он будет разным, но будет обязательно.
Система предполагает постоянное повторение чего-либо. Постепенно это повторение облегчает усвоение материала и дает прогресс.
Татуировка №4. Система всегда дает результат больше, чем ты думаешь. Мы склонны прогнозировать результат из начального уровня, а он будет совсем другим.
Татуировка №5.Самое сложное в обучении - это отложенный результат. Об этом всегда нужно помнить. Результат в обучении можно сравнить со светом звезд. Мы этот свет видим сегодня, а излучен он был сотни или тысячи лет назад. Можно только порадоваться, что мы его видим быстрее.
Эти четыре татуировки оказались для меня, пожалуй, наиболее используемыми. Они мне пригодились, когда я сама осваивала экскурсии, работая в музее, а потом при их проведении. В университете, наверно, самые используемые, но не только при работе со студентами  в качестве преподавателя, а в первую очередь при проведении тренингов и обучения своих сотрудников.
Сейчас они мне очень помогают в воспитании маленького сынишки. Когда кто-то говорит, что в 1 месяц ребенку книги читать рано, я не спорю. Я даже могу согласиться, что возможно (!), он ничего не понимает и не может (это уж точно) воспроизвести текст. Пока не может. Но система уже работает. После 6 месяцев может быть поздно, т.к. у него на первый план выйдет двигательная активность. А мой сын уже знает, что такое читать книги. С малышом всегда надо помнить о татуировке №5. Хотя сейчас для меня наиболее актуальны другие татуировки. О них рассказ впереди.

о детях, о себе, книги, не 45 татуировок, Мысли

Previous post Next post
Up