Помнится, не так давно я обещала выложить интервью с одним очень интересным человеком. Что ж, читайте.
Александр Мельник - общественный деятель, Президент группы компаний «Андреевский флаг», Советник Министра культуры Российской Федерации, автор фильма "Монгол", режиссер нашумевшей «Новой Земли».
Интервью опубликовано в журнале "Контекст. Повестка дня", №4, тема номера - "Как нам обустроить Россию? Версия' 09".
Александр Мельник: "Эпоха модернизации - время создавать мифы"
![](http://pics.livejournal.com/oksana_vlg/pic/00038hwc/s320x240)
- Что лично для Вас модернизация?
- Наше общество к модернизации относится почти как к технологической перестройке - нам нужны новые станки, и тогда произойдет модернизация. Нет. Нам нужен новый человек. Мы говорим об инвестициях, еще о чем-то. Но приезжаем в какую-нибудь деревню далеко от Москвы, и понимаем, что она - мертвая. «Живые трупы», которые ходят по этой деревне, не в состоянии функционировать как граждане. Как люди - они живут, как граждане уже не существуют. И это самая страшная составляющая нашего времени. Огромное количество людей ожидает определенного импульса от действующей элиты, призванной эту модернизацию осуществить. Но импульсом может быть только личный пример. А это значит одно - что для меня моя страна, мой народ, дело, которым я занимаюсь, важнее всего остального. Большевики, таким образом, взяли власть, и демократы так же. Нужно, чтобы человек не испугался, вышел, встал посреди всего мира и пространства и сказал - «Я есть! И я готов!». Все остальное - ложь.
Нам страну нужно разбудить! Она же спит, ленивая.
- А что нужно для того, чтобы человек стал таким? Чтобы он захотел выйти и сказать - «Я есть! И я могу!»? - Стать модернизатором по команде - можно. Но это не приведет к модернизации. Возникает цинизм, потому как человек заранее уверен, что ничего не получится. И возникает определенный штамп, потому как он четко знает, что нужно говорить для ублажения слуха тех, кто хотел бы его услышать. И это самое страшное.
Модернизатором человек становится тогда, когда все пункты объявленного сверху обновления вошли в его жизнь на уровне сознания, крови, действия. Когда он делает что-то вне зависимости от обстоятельств. Только тогда он начинает модернизировать.
Если говорить о качественном состоянии общества, которое осознает, что оно участвует в модернизации, то нужно понимать, что в этом обществе должны возникнуть некие очень важные вещи. К примеру, терпимость, любовь. Настоящая, не искусственная. Не любовь по приказу, а взаимопонимание, когда мы вдруг начинаем осознавать, что мы в состоянии жить.
- Получается, сейчас на вас, на людях искусства, и лежит задача формирования новой личности?
- Безусловно. Но если говорить обо мне, я больше отношу себя к общественным деятелям. Вся моя жизнь - это общественная деятельность, это один из способов выкрикнуть, что самый последний человек, самый заштатный, самый опустившийся, самый низкий, самый паскудный - он все-таки человек. И если мы отнесемся к нему как к человеку, и поможем ему чуть-чуть, то тогда есть вероятность, что в нашем обществе что-то изменится. Пойдет обратный импульс.
Конечно, я далек от мысли, что можно выпустить всех и сказать: «Милые, давайте жить дружно». С одной стороны, нужен кнут, жесткая рука, а с другой - необходимо понимание того, что эта жесткая рука и милует, и карает все-таки по любви. Любовь должна быть в основе всего.
- Вы сейчас затронули очень важную тему о том, что модернизация начинается не сверху, а с каждого из нас.
- Конечно! Мы же как устроены? Я говорю о нашем обществе, о русском народе во всем его многообразии. Нам нужен импульс. Нас освободи от власти, мы все равно скажем - царя давай! Это в менталитете. Мы до какого-то момента будем жить свободно, а потом все равно станем искать того, кто обо всем будет думать и за все отвечать. Поэтому нам нужно взаимное движение: огромная масса людей должна откликнуться на некий импульс.
- А что может выступать этим импульсом?
- Идеальный вариант то, что раньше называлось идеологией. Но сегодня ее, к сожалению, конституционно не существует.
У страны должна быть идеология - официальная, принятая истеблишментом, принятая водителями страны, своего народа. Идеология, которая не будет иметь внутренних противоречий, когда вдруг оказывается, что министры идеологически по-разному настроены. Не будет тогда движения вперед! Это же лебедь, рак и щука.
Но в Конституции сказано - нет идеологии. А я все время говорю, что занимаюсь идеологией. На что получаю ответ, что занимаюсь антиконституционной деятельностью. Но я же хочу, чтобы мои дети, мои друзья, соратники, единомышленники, вырастающие внуки, а их у меня пятеро, чтобы они понимали, для чего это все делается и как.
- Какая идеология должна быть у страны, на Ваш взгляд?
- Очень простая, наверное. Первый пункт - люби свою Родину. Но по-настоящему люби. Хорошая она, или плохая - не важно. Она - твоя Родина. И в твоих силах сделать ее лучше.
Второе. В обществе должны существовать абсолютные авторитеты - фигуры нравственного характера, нравственной силы и мощи, которые не претендуют ни на власть, ни на деньги, ни на что-то другое. Мы периодически достаем такую фигуру. Пример тому - Академик Лихачев, книги которого начали выходить в начале 90-х. Вспомните: вся страна начала тянуться! Мы все читали его! И искали-искали-искали…
Третье. Необходимо взаимное движение навстречу друг другу. Потому что когда инертная масса не собирается отвечать на импульсы сверху - это ужасно. Но когда масса начинает искать путь выхода самостоятельно, без направляющего движения, это еще хуже. Тогда начинается как у Пушкина про русский бунт. Начинается свободное творчество, волеизъявление, которое не всегда заканчивается хорошо.
Чего иногда не хватает людям, так это ощущения того, что государству нужно то, что они делают. Важно, чтобы был выбор. Как в русской народной сказке про Машеньку - сесть на пенек, съесть пирожок, или идти дальше. Должен быть этот выбор - только тогда можно подумать: а для чего все это? Ведь как только Маша встает с пенька и идет дальше, она становится для нас образцом. Она на пути к своей цели преодолевает время и пространство!
- А как, по-вашему, можно сегодня дать людям это ощущение нужности? Как помочь преодолеть время и пространство? С помощью чего?
- С помощью мифов. Создавать их - важнейшая задача искусства. А.Ф.Лосев писал, что «народ, который мифов не создает, перестает быть народом». Сейчас самое время создавать их! Происходит смена власти. Возникают новые герои. О них нужно писать! Но не забывая при этом и старых.
Ведь для чего нужен миф? Все очень просто. Создается миф, он тиражируется, выходит на колоссальную высоту. А потом используется в повседневной жизни как сценарий или решение ситуации. К примеру, в свое время был создан миф о Павке Корчагине. Сегодня мне надо решить какую-то задачу. Я не буду придумывать решение, я сначала посмотрю, а как подобные задачи решали до меня. Надо найти неизвестное. Почитал, подставил. Неизвестное - это Павка Корчагин.
Мне лет 30 назад в руки попала книга «Территория» Олега Куваева. А недавно пришел человек и говорит, что было бы здорово фильм снять. И это здорово. Ведь если правильно создать образ главного героя, возникнет человек, который служит своей стране и за которым пойдут миллионы таких же мальчишек. Они придут записываться в геологоразведочный институт, в партию придут. Вот тебе решение проблемы рабочих мест, заселения территорий. И осознание того, что модернизация не может происходить в отдельно взятой части страны или народа.
Один правильный миф способен решить массу задач. И пришло время эти мифы создавать. А для этого использовать телевидение, радио, интернет и кино, кино, кино.
- В современной России нет таких правильных мифов?
- У нас антимифы создаются быстрее, чем мифы. Одна авария в Женеве создает колоссальный миф о том, что хорошо бы русских накрыть каким-то куполом непроницаемым и не выпускать, а при необходимости создать в этом куполе дырочки, через которые вытаскивать очередной миф. А ведь ключевая задача - сказать, что не все так плохо. Ведь самый плохой человек, самый униженный, в какой-то момент времени испытывает ощущение эйфории и говорит «Я могу!».
Я не знаю ни одного примера современного мифа, который стал бы общенациональным, служил примером чего-то. Нужна персонификация, нужен образ. И если мы себя ощущаем как молодая нация, молодой народ - а мы в Европе самые молодые - мы должны создавать собственные мифы, причем работающие не только в России, но и на имидж России за ее пределами.
Мы говорим, что Арктика наша, Дальний Восток - наш, не отдадим! Но чтобы их действительно не отдать, их нужно осваивать. Мы - молодая страна, молодой народ, который жаждет, чтобы ему сказали в каком направлении двигаться! И мы все осилим! Дайте только вектор движения. Нам нужен стимул! Нам нужен тот, кто подтолкнет сзади и скажет: «Ты чего, батя? Мы же страна! Нам же здесь жить!».
У нас была попытка создать миф про непобедимость нашей сборной по футболу. И до поры до времени этот миф работал! Флаги, толпы обнимающихся после победы. Ведь все это важно! Ведь народ понял, что мы - Россия, мы - нация. Челюскинцы, военные летчики, мы первые в космос полетели, мы фашизм победили и т.д. И такие прививки счастья важны сегодня как никогда.
- То есть, существует идеология политическая, которая определяет курс, вектор развития, и есть «человеческая», сподвигающая на свершения. Получается, что создавать «человеческую» идеологию призваны вы, люди искусства, культуры, соприкасающиеся с добром и справедливостью…
- Да. Но идеология в масштабе всего государства должна формироваться на уровне государственного заказа. Наша страна сегодня выходит на такой уровень, когда нужно целенаправленно, как в коллайдере, бомбить определенные точки нашего мозга и общественного сознания в целом.
И задействовать нужно самые мощные силы. Лучших режиссеров, лучших писателей, лучших творцов. Нужно делать госзаказ. И выполнять такой госзаказ не зазорно! Напротив, это почетно.
Если ты свободный художник и не готов работать на государство, работай как свободный художник. Но помни, как у Мастера - свободный художник должен быть голодным. И знай, что рукописи не горят, и через 50 или 100 лет тебя, может быть, будут знать, помнить и почитать.
А если ты талантлив и хочешь, чтобы твой талант пошел на пользу стране, то будь добр, найди с государством волну объединения и понимания того, что делает государство сегодня, и как ты в этом участвуешь.
- И что будет, когда они найдут общую волну?
- Если мы модернизируем определенный сектор экономики или производства, мы делаем это по каким-то законам. В итоге модернизации возникает что-то. Ведь сказано: «По плодам судите». Возникает результат, который можно проверить по параметрам. То же самое в искусстве. Мы делаем точно такие же замеры. И если мы понимаем, что создано беспрецедентное, гениальное произведение, которое народ сегодня не может переварить, мы не должны это выбрасывать. Это нужно откладывать в особую папку, на особую полку, оставляя при этом открытый доступ. Нужно делать фонд будущих поколений. Мы же говорим, что у нас народ невероятно талантлив! Норвежцы, к примеру, собрали такой фонд из продуктов нефти.
Но есть то, что необходимо сейчас. Нам сегодня нужно что-то, что будет людей заставлять переживать, плакать, думать о том, что он, гражданин России, должен в чем-то поучаствовать.
И вот здесь как раз и нужен государственный заказ. Есть исторический факт, очень известный. Американский народ в 60х годах после войны во Вьетнаме не желал идти в армию, не записывался в морскую пехоту. Они решили эту проблему очень просто. Была придумана история «Солдат Джеин» с Деми Мур в главной роли. По сюжету этого фильма женщину отправляют в армию, где она служит среди мужчин, демонстрирует волю, целеустремленность. И мужики ринулись в армию: «Где эта Джеин? Я хочу записаться в ее взвод!». У нас тоже была подобная история, когда в советское время выпустили фильм про десантников «В зоне особого внимания». И народ рванул в десантные войска.
Вот такие фильмы появятся тогда, когда талантливые художники найдут общую волну с государством. Мифы появятся.
- Национальная идея?
- Мы много говорим о национальной идее, но как ее «съесть» сейчас, я не понимаю. Я искренне верю, что люди, которые руководят государством, день и ночь думают о поставленных перед страной задачах. И если мы хотим их реализовать в полной мере, важно, чтобы они как корни проросли в население. Чтобы учитель в школе понимал свою роль в общем процессе решения этих задач так же, как понимает президент.
И еще. Народ и власть должны смотреть в одну сторону. Не на некую перспективную цель там, на горизонте, а друг на друга. И понимать, что этот конкретный человек может сделать для государства. Без вранья. Честно.
Потому что настоящие, искренние люди намного важнее для государства, чем люди, которые считают, что можно модернизировать что угодно.
- А что нужно для успешной модернизации?
- Как мы войну выиграли? Одни воевали, другие в плену сидели. Но ведь благодаря этому и выиграли войну! Каждый внес свой вклад. Мне кажется, что всю модернизацию мы должны выиграть именно так: мы - одна нация, один народ, одно целое, и каждый вносит вклад в общее дело. Да мы еще весь мир поднимем и перевернем! Мы должны верить в страну и в себя!
Расскажу одну историю для иллюстрации. Мой близкий друг, владыка зарубежной церкви, прожил всю жизнь на Западе. Он всегда очень осторожно, даже с каким-то недоверием относился к России. Потом он активно участвовал в объединении двух церквей, объездил всю нашу страну, и как-то поменял мнение на противоположное, проникся. И вот один мой товарищ, собиравшийся уехать жить в Париж, встретился с этим владыкой. Вернулся он в Москву окрыленный и уверенный, что Россию не покинет. На вопрос, почему изменил решение, процитировал того самого владыку: «В России очень много плохого. В России гораздо больше плохого, чем на Западе. Но здесь, на Западе, хорошего нет вообще».
Формула удивительная. И она работает.
Вот такие мифы нужны современной России. Такие мифы нужно тиражировать.
- Насколько мне известно, над созданием как раз такого мифа Вы сейчас работаете, готовясь к съемкам «Территории»…
- Надеюсь, что да. «Территория» - история о человеке, который решил идти до конца, несмотря ни на какие обстоятельства. Он - герой-лидер, национальный герой. Это кино о тех, кто верит, что можно идти за горизонт и не бояться провалиться в яму. Кино о стране. О любви к ней.
И я верю, что все получится и «Территория» выйдет в прокат весной 2011 г. Потому что такие герои, которые представлены в фильме, нужны обществу..