Иногда кажется, что время бесконечно, и «через год» (или два года) - это будет так нескоро. Но не успела я оглянуться, а моя Милашка уже пошла в детский сад. Так начался в нашей жизни новый период - детский сад.
Под катом большой пост с советами и нашим опытом.
Сегодня я хочу рассказать, как я подготавливала Милану к садику и как прошли наши первые дни в саду. Я много читала об адаптации, смотрела видеоролики мам, которые делились своим опытом, и составила для себя некий план, которого и придерживаюсь.
1. Рассказывать ребенку о детском саде заранее. О детском садике Милашке я начала рассказывать примерно за полгода. Когда дочка видела, как детки гуляют в садике, то очень интересовалась и просилась погулять с ними. Я ей говорила, что скоро и она будет ходить в сад, как там все устроено, что детки находятся там без родителей, что там очень интересно. Но не стоит говорить, что это самое расчудесное место на свете, ведь ребенок будет понимать, что это неправда.
2. Готовность ребенка пойти в детский сад. Буквально полгода назад у Миланы был такой период, что она не общалась и не играла с другими детьми, даже побаивалась. Она не шла играть в песочницу или кататься с горки, если там уже кто-то был. Но в конце весны этот период закончился, дочка стала очень общительной, стала играть с детьми, разговаривать с их мамами. К тому же она уже ходила на горшок и просилась, когда ей нужно в туалет. Летом на даче она спокойно играла с друзьями, редко вспоминая обо мне. Стала играть дольше самостоятельно. У нее огромный словарный запас, разговаривает очень хорошо, может объяснить, что ей надо или какие чувства испытывает. Так я сделала вывод, что моя Крошка готова пойти в садик. Тем более что нам дали место в группе кратковременного пребывания (гкп), где детки находятся не более 3,5 часов. У нас группа с 8.30 до 12.00. Получается что-то вроде развивашек.
3. Отсутствие стрессовых ситуаций в семье. Когда приходит время идти первый раз в детский сад, то в семье не должно быть конфликтов, стрессовых ситуаций и т.д. Ведь для ребенка итак будет стрессом новая обстановка. Поэтому близкие должны обеспечить ребенку мир и гармонию в семье. Если же в семье не все спокойно (разные бывают ситуации), то с походом в садик лучше повременить.
4. К тому, что ребенок идет в детский сад, в первую очередь, должна быть готова мама. Я морально настроилась на плач, истерики и нежелание идти в сад. На плач в саду реагирую спокойно, объясняю, что у меня появились дела и надо срочно их сделать, а Милане будет скучно, что родители ходят на работу, а ходить в садик - это тоже работа и т.д.
5. Режим дня ребенка надо заранее подогнать в соответствии с садиковским режимом. Тогда адаптироваться ребенку будет проще.
6. Ритуал прощания. Необходимо придумать свои ритуалы прощания с ребенком. Нельзя незаметно исчезать, не предупредив малыша, если он отвлекся. К примеру, мы обнимаемся с Миланой, я говорю, что люблю ее и обязательно скоро приду за ней.
7. Обещания. Если что-то обещаешь ребенку, то надо обязательно это выполнить. Еще следует упомянуть о том, что наш садик находится рядом с парком и Милана всегда просится там погулять. Я говорю, что я ее заберу, и мы пойдем погулять, если будет хорошая погода. Еще обещаю, что возьму хлеб, чтобы кормить уточек или голубей. Принесу ей яблоко или банан. В гкп детей не кормят и нет перекусов, с собой тоже давать еду нельзя. Деткам дают кипяченую водичку и на этом все. Поэтому перекус в виде фруктов (чтобы не перебивать аппетит) приношу с собой. У нас уже сложилась традиция, что после садика Милана кушает банан, хотя раньше их не любила. Если планируется прогулка, то приношу еще водичку и яблоко.
В общем, обязательно выполняем все свои обещания, потому что детки о них помнят, и не обещаем слишком много. Если обещали уточек кормить, то после сада надо покормить их, если обещали конфету, следует принести конфету, если пообещали звезду с неба, то звезда должна быть;). Еще не стоит каждый раз делать ребенку подарки после садика, как это делает одна моя знакомая. Ведь малыш привыкнет и будет ждать очередного подарка каждый раз.
8. Постоянство. У ребенка должно выработаться понимание, что в детский сад надо ходить постоянно, не пропуская без явных причин. Приходить надо в одно и то же время.
9. Сильная нагрузка. Не стоит в период адаптации водить ребенка на какие-либо занятия, кружки и т.д., помимо садика. У ребенка итак период сильной эмоциональной нагрузки, поэтом не надо усугублять положение. К примеру, моя знакомая водит свою дочку на кружок гимнастики, которая находится рядом с нашим садом. Милана тоже горит желанием ходить туда, ведь когда девочки общаются, подружка рассказывает, что ее учат танцам. А Милашке только повод дай потанцевать. Однако я понимаю, что сейчас не время, поэтому, возможно, мы тоже будем туда ходить, но не в ближайшее время.
10. Книги о детском саде. Я приобрела небольшую книжку «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации»
http://www.labirint.ru/books/137895/. Книга очень полезна и родителям, и деткам.
На первом развороте содержится информация для родителей об адаптации детей к садику и от чего зависит ее длительность. Далее следует рассказ о садике для деток, с комментариями для родителей. Книга очень понравилась Милане, а мне была очень полезна.
Еще книги по теме:
А. Быкова «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад!»
http://www.labirint.ru/books/543436/. А вот сайт автора:
http://annabykova.ru/malishi-detskiy-sad/moya-novaya-kniga-detki-v-sadike.html .
Находилки «В детском саду»
http://www.labirint.ru/books/425926/.
Многоразовые наклейки «Детский сад»
http://www.labirint.ru/books/543013/.
В садик мы начали ходить с 1 сентября. В первый день дочка была 45 минут. Я уже писала, что до садика мы познакомились с девочкой из ее группы. Теперь они дружат. Ребенку гораздо проще оставаться, если есть кто-то знакомый.
На второй день дочка была 2 часа. Воспитатель говорила, что можно еще оставить, но я забрала домой. Потом были выходные.
С понедельника и все следующую неделю с утра начинаются капризы, вроде «Не хочу в садик! Давай не пойдем!» Около группы дочка цепляется за меня и не всегда хочет заходить в группу. Плачет. Я ее успокаиваю, потом ритуальное прощение и ее забирает воспитательница или няня, а я сразу иду домой. Я не выжидаю перед группой, не пытаюсь услышать плачет дочка или нет, как это делают некоторые мамы, ведь тяжело не только Милане, но и мне, поэтому не усугубляю положение. Также я не звоню воспитателю, чтобы узнать, как там моя Зайка (воспитатель сама позвонит, если что), потому что в группе много детей, с которыми надо заниматься, всем уделить внимание, а я буду в это время ее отвлекать. Воспитатель большую часть времени с детками одна, потому что няня одна на две группы (есть еще младшая гкп, Милана в старшей).
Если получается, что мы переодеваемся и идем в группу вместе с подружкой, то прощание проходит легче. Милана остается примерно на 3-3,5 часа. Воспитатель говорит, что дочка успокаивается быстро, а слезы − это спектакль для мамы.
На прошлой неделе мы ходили в садик только во вторник, так как Милана приболела, как и большая часть группы. Я прочитала, что это одно из проявлений адаптации, и наша воспитательница подтвердила.
С этой недели мы снова начали ходить в сад. Утром поведение примерно такое же, как и раньше, - нежелание идти в сад, слезы, а когда прихожу за ней, то она говорит, что ей очень нравится в саду, что там «здолово!», «заметятельно!», «кассно!» и что завтра обязательно снова пойдет.
Поведение дома несколько изменилось. Стало больше капризов и нытья с целью манипулировать; постоянно просится на ручки, но я беру только, если действительно необходимо; стала «моим хвостиком». Но в тоже время проявляет больше самостоятельности: может сама сходить на горшок, снять одежду или надеть. Наконец, начала засыпать в своей кроватке, а не с нами, собственно, и ложиться стала раньше. Поет песни, которые они разучивают на занятии по музыке, показывает танцевальные движения. А еще постоянно говорит, что меня очень любит и папу, и дедушек, и бабушку)))
На мой взгляд, адаптация проходит неплохо. Конечно, нужно еще время, чтобы привыкнуть к совершенно новым для нее условиям.