Фото из интернета
Недавно увидела очень интересную статью об оптимистичном типе мышления.
Перескажу ее своими словами, т.к. статья очень большая, а я выделю основные моменты.
Развитие в ребенке оптимистичного типа мышления − очень важная область детского развития.
Прививая ребенку оптимистичный взгляд на жизнь, родители формируют у него активную жизненную позицию, которая не позволит покорно подчиняться обстоятельствам, а поможет бороться, справляться с препятствиями и не пасовать перед трудностями.
С взрослением Миланы, я все чаще стала слышать от нее такие слова: «Я сама!!!», а потом, соответственно: «У меня не получается!», «Я не могу!», при этом очень расстраивалась, (раскидывала игрушки: кубики, если строила пирамидку, пазлы, если собирала картинку и т.д.) − я стала задумываться, как ей помочь спокойнее реагировать на возникающие трудности.
В таких ситуациях одна из самых распространенных родительских ошибок - это неверно подобранные слова для подбадривание ребенка.
Как ни печально осознавать, но оказалось, что я отношусь к таким родителям. Я говорила что-то вроде: «Не переживай! У тебя отлично получается!», а дальше «Давай я тебе помогу…» или что-то в таком духе.
Похвалами родители пытаются повысить самооценку своего ребенка, но в таком родительском поведении присутствуют три типичные ошибки:
1. Родители говорят неправду и ребенок знает об этом. Как бы малыш ни старался, у него все равно пока не получится достичь желаемого результата. В этом случае родители должны объяснить, чтобы получить отличный результат, надо много тренироваться, но ребенок уже на верном пути, и для первых попыток у него прекрасно получается. То есть похвала все равно присутствует, но не в таком ключе, как если бы мы сказали, что ребенок все умеет делать лучше всех и уже справился с задачей. В таких ситуациях я стала говорить Милане, что когда-то я тоже не могла составить пазл или построить большую пирамидку, но я много тренировалась и старалась, поэтому сейчас у меня получается.
2. Чтобы у ребенка улучшилось настроение, родители часто принимаются делать что-то за ребенка, показывая, что если что-то идет не так, то надо не прикладывать больше усилий, а ждать помощи, опустив руки. Но это вовсе не значит, что помогать нельзя. Можно и нужно, но не делать всю работу за малыша, а направлять его, поправлять и улучшать его поделки, демонстрируя, как это можно сделать, и давая ребенку так же внести свой вклад.
3. Родители должны изменить восприятие неудачи у своего ребенка. В примере с пазлом, ребенок видит свои неудачи в самом мрачном свете, он может применять такие конструкции как «ничего не получается» или «никогда не получится», неадекватно реагировать на неудачи, швыряясь игрушками или начиная плакать. Часто для детей такой тип мышления привычен, именно так они реагируют на проблемы: опускают руки и сдаются. Этот тип мышления быстро усваивается детьми как наиболее простой, и может привести к очень негативным последствиям в дальнейшей жизни.
Поэтому любые неудачи надо учить воспринимать как частный случай: от «у меня всегда не получается» переходить к «сейчас не получается, но получится».
Я хочу сказать, что эти три принципа работают!
Опять же на примере пазлов. Я у предыдущем посте о развивашках рассказывала о том, что после двух лет у Миланы появился интерес к собиранию картинок, причем из нескольких деталей. До этого при первых неудачах она расстраивалась, у нее пропадало желание пробовать собрать картинку, говорила, что ничего не получается. Прочитав о принципе оптимистического мышления, я изменила свой подход. Я стала говорить, что, когда была маленькой, у меня тоже не сразу все получалось, но я много старалась и тренировалась, поэтому сейчас у меня все получается. Говорю, что пусть сейчас не получается, но надо стараться и все получится. Иногда говорю, что надо сделать или немного помогаю.
Знаете, это методы быстро принесли результаты. Да, дочка расстраивается, иногда бурно реагирует на свою неудачу, тут же начинает свое дело сначала. А когда добивается желаемого результата, восклицает: «У меня все получилось!», «Я постаралась, и все получилось!»
Теперь она к любому делу прилагает старание, и пусть не сразу, но добивается желаемого результата.