Вишневый сад

Mar 11, 2016 15:58

Пара парадоксов, связанных с МХТовским спектаклем. Парадоксы можно читать в любом порядке, а можно и не читать.

Для начала, перефразирую Максима-же-ты-Горького и повторю, что многим хорошим в жизни я обязана книгам. Детским книгам. Именно благодаря детской книге мы с Марией много лет назад задумали сходить на "Вишневый сад" в МХТ.Даже так, более извилисто: первоначальным посылом стал заслушаный до дыр CD с "Алисой в Стране чудес", где Алиса говорит голосом Ренаты Литвиновой. За время автопутешествий голос и интонации Литвиновой впечатались у нас в матрицу, и невозможно теперь по-другому произнести: "Простите, сударыня, где я? В Австралии или в Новой Зеландии?" или "Девочки, знаете, тоже едят яйца".
Так что первоначально родилась идея идти на "Вишневый сад", чтобы посмотреть на "Алису". Сейчас, когда пишу, у меня появляется подозрение, что Раневская вполне себе могла быть выросшей Алисой-Любой, в русском варианте, во всяком случае, страна Чудес неплохо рифмуется с вишневым садом. Впочем, детство много с чем рифмуется.
Конечно, по причине дочкиного малолетства спектакль откладывался, пока в феврале не наступило обострение с "Алисой" (по программе по литературе + игра по "Алисе" на День рождения школы + поход всем классом в Фоменко на "Алису в Зазеркалье"). Наше семейное помешательство на МХТ также поспособствовало, и билеты на "Вишневый сад" незамедлительно организовались на конец февраля.

Разумеется, почти-двенадцатилетка, даже неплохо начитанная, знающая немного Чехова (впрочем, Чехонте она знает лучше), не в силах разглядеть и разобраться со смыслами пьесы. Надежда на способность мхатовцев создавать иллюзии и вовлекать зал в совместное переживание. Легкий коллективный транс - это ведь тоже возможность что-то понять.
Как человек, с детства перечитывающий Чехова, я убеждена, чтобы разглядеть и разгадать хоть что-то у него в "Вишневом саде", надо как минимум, зачитать пьесу до того состояния, когда уголки страниц станут прозрачными как лепестки - мне пока так не удалось. Или ходить на спектакль и слушать, вдыхать, разглядывать. Обойду общие места с мхатовскими паузами и чеховскими диалогами, напишу про второе-третье: вдыхать - потому что, действительно, пахнет пачулями, разглядывать - потому что в спектакле, как сказала дочка, "почти нет декораций, и все иллюзии держатся на мастерстве актеров".
Возможно, все благодаря этому мастерскому обману чувств, но тем не менее,  удивительно, как легко наша пятиклассница считала метафизическую окраску персонажей, конечно, в свойственном возрасту черно-белом варианте: Раневская - лучшая, а Лопахин - ничтожество, персонаж, которого она поставила в один ряд с Яшей, лакеем. Не помогли наши вопросы об ответственности, мотивации, реальности. "Да, но..." - упорный тихий ответ. И это меня очень радует. Да здравствует комедия "Вишневый сад"!

maru-11, театр уж полон, versty-7, дети, школа, stolen beauty

Previous post Next post
Up