Когда весной я впервые попала в района Пирита и мне указали - "Вон там развалины средневекового монастыря", - я даже не повела ухом. Что я, развалин не видела? Главное - яхты. На этот раз, мой путь опять проходил в этом районе и я уже решила ради любопытства взглянуть на эти развалины. Всему свое время. И постройки невероятно меня удивили.
.
История этого монастыря еще не написана. Точного года постройки нет, зато известно, что в 1575 году в ходе Ливонской войны русские войска (ах, опять русские во всем виноваты) разрушили монастырь и взяли в плен монахинь, а через пару лет еще раз разрушили. Прямо изверги какие-то.
Причем разрушили основательно. От построек остались лишь фундаменты да останки стен.
Вот, к примеру. раскопанные останки шестигранной часовни.
Она располагалась перед входом в самую большую церковь Северной Эстонии.
В зале площадью 1300 квадратных метров 7 раз в день монашки-биргиттинки давали концерты. Честно говоря, эта цифра по поводу концертов приведена в буклетике, который можно купить около монастыря, но при этом нет точных данных по постройке обители. из монастырской библиотеки уцелел только один лист календаря и никаких записей. Как за 5 сотен лет сохранился этот факт? Мне не понятно.
А вот так выглядит церковь снаружи.
Строился монастырь на деньги купцов и состоял из трех частей: обитель монахинь, церковь и обитель монахов. Причем монахинь было 60, а монахов 25. Уж какие между ними там были отношения фантазировать не буду, но после прочтений различной художественной литературы сомнения по поводу их непорочности присутствуют. И несомненно здесь был матриархат.
В 1346 году шведская дворянка Биргитта Биргэрсдоттэр написала на основе видения устав монашеского ордена нового типа Ordo Sanctissimi Salvatoris, который был одобрен Папой в 1370 году. Под управлением аббатисы находились и монахини, и монахи. А христианские атрибуты - число апостолов, учеников, Пётр, Дева Мария были духовными идеалами.
Монахини здесь медитировали, занимались рукоделием и хозработами. Пределы монастыря в отличие от монахов не покидали и упокаивались в монастырской церкви.
На стенах церкви висят 15 сохранившихся надгробных плит.
Как говорится опять же в буклете монахи и монахини жили в разных частях монастыря и никогда не соприкасались друг с другом. Все архитектурные решения тому способствовали - отдельные входы-выходы, а разговоры велись через специальное окошко.
Решетки на окнах, дверях, подземные переходы, прогулочные дворики сейчас производят впечатление такого хорошего аттракциона, для любителей древностей.
Проходя по анфиладам в древних стенах ощущаешь дыхание времени. Представляешь, как монахини ходили здесь, жили, работали. Добровольно отдавали себя в заточение. Ради чего?
День выдался солнечный с небольшими тучками. Иногда казалось, что находишься у стен Колизея - настолько это все древнее.
Монаший дух выветрился за столетия. Кроме почти стерильной чистоты, аккуратно подстриженных газонов и каменной кладки здесь ничего нет.
Монастырские стены и откопанные постройки несколько раз консервировали. И с виду нет признаков того, что стены собираются осыпаться.
В 17 веке под стенами монастыря хоронили крестьян. Однотипные каменные кресты с истертыми надписями ровными рядами стоят в парке.
В 2001 году на территори монастыря был построен современный комплекс.
Прогуляться по монастырю стоит 2 евро. Никто не ведет экскурсии - броди-наслаждайся старинными развалинами.