Мадс Маттисен - сумасшедший режиссер

Dec 28, 2016 13:49


Так уж сложилось, что к скандинавской культуре дышу неровно. А фильмы их почему-то многие не жалуют. Да, пойми их этих холодных северян, снимают зачастую без спецэффектов, в основном какие-то драмы. Иногдла еще и сами умудряются сниматься в своих фильмах, и операторами у себя же работают, и монтажерами... В этом даже Михалкову до них далеко. На все руки мастера, в общем-то. Вот и датчанин Мадс Маттисен кем только не был в своих фильмах - прошел все от сценария до монтажа сам. За что ему уже большой респект. Нет, конечно же, не в каждом фильме он и швец и жнец...  Но его глубокий взгляд на жизнь обычных таких людей, с их проблемами, страхами, сложностями как-то уж слишком трогает тебя как зрителя.

Мадс снял не то, чтобы десятки фильмов. Молод еще. Но каждый фильм - действительно история, да еще какая. Взять, к примеру, Топ- модель http://www.ivi.ru/watch/156066/trailers Совершенно обыденная, скажем так, история провинциальной девушки Эммы, отправившейся покорять тот самый мир высокой моды.. Высокой ли? Обычные вещи, с которыми сталкиваются все девушки, пришедшие в модельный бизнес. Здесь вам и интриги, и постель с влиятельными мира мода, и наркотики. Вряд ли  можно найти что-то новое. Вроде бы банальщина, все и так ясно. Однако, никакого пафоса, никакого гротеска, ничего для усиления эмоций и попытки достучаться до зрителя режиссер не применят. Врочем, как и многие скандинавы он просто показывает действительность. Ощущение, что это самая обычная жизнь, без прикрас, без гипербол. и именно от этого становится сначала не по себе, а потом от этой натюрели начинает аж трясти. Никто ни во что не играет, каждый герой просто живет свою роль, которая прописана так естественно, что зритель до конца и не понимает, какой все же герой. Действительно ли так наивна Эмма, или все же за напускной простотой скрывается опасная альфа-самка? А знает ли сама Эмма, какая она?

Те, кому такие фильмы не нравятся, считают режиссера сумасшедшим: герои не понимают что делают и почему это делают, мотивация их неясная, фильм тянется, эффекта и экшенов нет, рассказывают какие-то банальные истории. Ну переспала с другим, ну заревновал любовник, решила отомстить, ложь раскрылась, он изменил, она ему отомстила затыкав острым ножиком, тем самым отомстив миру высокой моды за свои страдания, но модельный бизнес не отпускает...   И вряд ли отпустит.  Очередной контракт с "Шанель"...

И вот не разжевывая мысли и переживания героев, Маттисен показывает нам все, что так скрыто, с одной стороны, но именно от этого все, происходящее на экране, откровенно. Мадс оставляет открытый финал, но нам кажется, что все понятно. И вот эти открытые финалы, эти внутренние переживания героев, которые они никому не произносят, которыми ни с кем не делятся, скрытые мысли - эдакая особенность режиссера, способ донести до зрителя мысль. Когда ты пришел на фильм, посмотрел его, все тебе рассказали, кто плохой, кто хороший, кто победил и кто молодец, выходишь и чувствуешь пустоту. А здесь, фильм закончился, а ты все еще анализируешь, гадаешь, переживаешь вместе с героями, а порой даже находишь в ком-то себя... Никакого отрыва от реальности, очень социально, очень остро, явно и неявно одновременно. Да, кто привык получать все готовенькое, назовет режиссера либо сумасшедшим, либо примитивным. Но лично мне, да и тем, кто ценит хорошее, социальное кино, кто привык думать головой, тот оценит очередной творение Мадса Маттисена.

Что отличает хорошего режиссера от посредственного? Первый действует тонко и искусно, второй слишком явно и однозначно. Второй говорит смотрите, белое - это белое, а черное - это черное. А первый показывает это белое и то черное, а зрителю уже пытается определить что и какого цвета.

И да, может быть кто-то смотрел его Крепыша или Денниса. Если фильмы понравились - то стоит увидеть еще и Топ-модель.



фильмы

Previous post Next post
Up