Восхититься чудом разведенных мостов в Санкт-Петербург приезжают со всего мира. Впрочем, и сами жители города не прочь прогуляться ночью по набережным, чтобы созерцать эту красоту. Однако большее впечатление получаешь, когда мост разводится буквально под тобой, когда ты можешь проникнуть в самое сердце моста, посмотреть как он устроен, запечатлеть его с интересных, недоступных большинству ракурсов.
Моя прогулка в недра моста Петра Великого прошла при редкой в этом году благоприятной для съемки погоде.
В этом году Сообщество Питерских блогеров
spbblog и
Мостотрест организовали шикарный проект "Блогеры разводят мосты". И все лето неспящие блогеры проникают беспрепятственно в самые святые места мостов, делают потрясающие кадры с интересных точек и знакомят всех с техническими особенностями петербургской достопримечательности.
Какой мост выбрать? Многие отправились на Дворцовый, Литейный - как самые известные, фотогеничные, интересные мосты, которые видят ВСЕ, кто гуляет по центру города. Но действительно необычный и уникальный все же у нас один мост - Большеохтинский или Петра Великого. Почему? Да вы посмотрите сами. Если другие мосты как мосты, то этот напоминает нам.... Правильно, мост в Лондоне.
1.
2.
Опять же, эти арочные конструкции из хитросплетенного металла в стиле модерн, это настроение, дыхание истории как никогда чувствуется именно на мосту Петра Великого. Все мосты как мосты с украшениями в виде парапетов, а здесь весь мост настоящее произведение инженерной и архитектурной мысли.
3.
И опять же, это единственный мост, где можно сделать съемки сверху на поднятые пролеты. Ни на одном другом мосту этого сделать нельзя без использования коптеров. Так что отправляемся исследовать особенности разводки моста.
Нас встречает специалист по разводе моста Александр Федорович. Человек интересный, с богатым опытом работы. Это его 42 навигация. Сорок вторая. Все, надеюсь, знают, что мосты разводят для проводки судов по Неве, и это происходит только в навигационный сезон, когда Нева не покрыта льдом. В зимнее время работники мостов не отдыхают, занимаются починкой механизмов и подготовкой к навигации.
4.
.
В одной из двух башенок моста организован пункт управления разводкой, туда мы и отправились. Если бы в столь поздний час, в полвторого ночи на мосту были многочисленные пешеходы - то некоторые нам точно бы позавидовали.
В небольшом помещении находятся приборы для мониторинга и пульт с волшебными кнопками. Главная кнопка - красная, как тормоз в автомобиле.
5.
Время Х для этого моста наступает в 2.00, одновременно с Биржевым, Володарским и Тучковым. Сводится мост в 5.00, но открою маленький секрет. Если судов на Неве мало, то мост могут свести и раньше. Но развести раньше - никак нет.
Чтобы понимать весь сложный механизм давайте отправимся в глубь веков, чтобы немного познакомиться с историей моста.
На дворе 18 век. В 1829 г. при утверждении Николаем I перспективного плана развития Петербурга была обозначена трасса постоянного моста, призванного соединить Охту с центром города. В то время мечта о постоянных мостах через Неву еще только зарождалась в наиболее смелых инженерных умах. В 1860-х гг. этот вопрос вновь поднимался, было даже создано «Общество Охтинского, через реку Неву, моста», но опять возникли трудности экономического характера. 5 июня 1884 г. Государственный совет России принял решение: «Признать Охтинский пригород подлежащим присоединению к городу Санкт-Петербургу в хозяйственном отношении, с тем, чтобы мера сия была приведена в исполнение по устройству моста через Неву, которым предполагается соединить столицу с означенной местностью». 5 июня 1887 г. было решено строить мост от Смольного собора до верфи Крейтона (сейчас «Петрозавод»); 22 ноября 1900-го окончательно принято решение строить мост на Малую Охту. Причина столь долгих дебатов о месте строительства заключалась в том, что имелось множество лиц - промышленников, купцов и других состоятельных граждан, - заинтересованных в дешевой доставке грузов. С другой стороны, были противники строительства моста - владельцы перевозов, терявшие доходы, и купцы, боявшиеся конкуренции.
Да, в те времена лобби перевозов было сильно и имело силу и власть. Впрочем, и сегодня захочет кто-то построить где-то нечто не очень вписывающееся в архитектурное окружение, портящее памятники и все такое - и чихал он на власть. Убедит в своей правоте и необходимости. Впрочем, почти через 70 лет царский план наконец-то начали реализовывать. В 1901 г. Городская управа объявляет международный конкурс на инженерный проект моста через Неву. В конкурсе участвуют 16 проектов, из которых 7 из Петербурга, 1 из Москвы, остальные из других стран. В итоге в 1904 году, когда объявили победителей, ни один проект не был выбран для реализации. Между прочим, проект Эйфеля занял на конкурсе 2 место. Но в итоге к исполнению с доработками был принят внеконкурсный проект под названием "Свобода судоходству" инженеров Кривошеина Г. Г. и Апышкова В. П. В последствии проект доработали и началось строительство. Согласно конкурсному положению мост должен был иметь разводную часть ближе к правому берегу, а этот проект предполагал раскрывать пролет четко посередине.
Эскиз проекта "Свобода судоходству"
6.
"Основные преимущества этого проекта заключаются в следующем:
1. Удобство судоходства и размещение быстро разводящегося подъемного моста по середине реки.
2. Разводный пролет находится на фарватере и в самом глубоком месте.
3. В этом мосте по сравнению с другими имеется наименьшее число пролетов (3) и наименьшее число быков (2).
4. Малое число быков меньше всего стесняет живое сечение реки, проход льда и проход мелких судов.
5. При небольшом числе дорогих быков стоимость моста получается наименьшая.
Полезная ширина моста 11 саж., из них 8,30 саж. отведены под мостовую и 1,35 х 2 - на тротуары, расположенные между главных ферм. Расчетный пролет главных ферм принят в 150 метр. Быки предполагается основать на кессонах, опущенных до глубины 12 саж. ниже ординара, береговые устои предположены на сваях за шпунтовыми перемычками. Облицовка быков и устоев гранитные. Стоимость моста определена по проекту в 4.200.000 р."
Однако мост все не строили. И только в 1907 году, после гибели парохода "Архангельск", который перевозил людей и грузы с одного берега на другой было решено ускорить процесс постройки. Переработанный проект по стоимости вышел в 4 млн. 400 тыс. рублей. В 40 выпуске журнала "Зодчий" 1907 г. пишут " Разводка и наводка будет производиться в 1/2-2 минуты и может совершаться через 5-15 минут. Для избежания замерзания воды в механизме, вода будет смешана с глицерином. Кроме того будет устроено все, что необходимо для разводки вручную...... Проектированное расположение моста стеснит реку балками и устоями всего на 9,44%, тогда как стеснение живого сечения Невы Троицким мостом составляет 17%, а Николаевским - 19,7%. Мостовая предположена булыжная на бетонном основании, с металлическим настилом. На разводном пролете мостовая деревянная из двойного дощатого настила...... Все въезды спроектированы при уклоне в 2°, так как 3° въезд Троицкого моста оказывается крутым."
В 1909 году 26 июня накануне 200-летия победы в Полтавской битве мост был заложен и именован Охтенский императора Петра Великого. Именно "охтенский", на "Охтинский" название будет заменено в 50-е годы 20 столетия в связи с изменениями норм русского языка.
Строительство моста.
7.
Открыли мост в в 1911 году, хотя работы продолжались до 1913 года.
Фото Карла Буллы с открытия моста.
8.
Боковые пролеты длиной по 136 метров каждый, а средний разводной двукрыльный - 48 метров. Со стороны кажется, что крылья мосты очень маленькие, в действительности они всего лишь на 4 метра короче крыльев дворцового моста.
В первый раз мост потребовал ремонта только в 1973 году, в отличие от моста Александра Невского, у которого через несколько лет после постройки в 1967 году лопнули 56 вант, а в 1982 году 700 тонный противовес упал в Неву. В 1990-х годах Большеохтинский мост капитально отремонтировали.
Ремонт моста
9.
Тогда поставили новый электрогидравличекский привод для подъема крыльев, Заменены проржавевшие конструкции и заклепки. Это хорошо можно видеть на фотографии, где старую часть моста отличают заклепки, а новые скреплены уже болтами.
10.
Во время реконструкции, которую завершили в 1997 году несмотря на недостаток финансирования, было смонтировано 3000 тонн металлических конструкций, 25 000 болтов закручено, 40 000 кубометров асфальта уложено и 10 000 кубометров бетона. Общий вес мателлоконструкций составляет 8920 тонн, а вес противовесов 1065 тонн.
Спустимся посмотреть те самые противовесы. Они находятся внизу моста.
11.
12.
При разводке они уходят в специальные карманы.
13.
И выглядит это вот так.
14.
Всю эту конструкцию поднимают-опускают с помощью гидравлических насосов и нескольких бочек машинного масла.
15.
Разводят мост за 5 минут. По рации поступает сигнал, что движение на мосту остановлено, можно начинать разводку. И быстро-быстро многотонные крылья ползут вверх.
16.
17.
18.
Вот и все, мост разведен. Угол разводки составляет 73 градуса. До реконструкции был 65 градусов.
19.
Находиться на разведенном мосту опасно - можно упасть в пространства между конструкциями.
В 2008 году все управление мостом стало полностью компьютеризировано. Но все равно на мосту находятся специалисты, причем в башенке с управлением не один, а два. ПОтому что нужно и кнопку нажимать и за приборами следить и визуально тоже наблюдать.
Кстати, Александр Федорович говорил, что приходилось иногда прыгать во время разводки с одного крыла на другое. Всякое бывает. А стоять на проезжей части под разводящимися крыльями опасно - с моста могут лететь разные предметы. Было дело, что кабачок упал. Да и так всякое может прилететь.
Часть покрытия моста уходит под мост))) Вид из технического яруса. Со временем асфальт стирается, и тогда, чтобы сохранить вес крыла, на конструкции наваривают металлические утяжелители.
20.
21.
22.
А мы по старинной винтовой лесенке идем наверх, в башенку.
23.
Долгое время в башенке светил не только фонарь-маяк, но и выращивали помидоры с огурцами. Там создается парниковый эффект, много света, помидоры росли прекрасно. Только не очень удобно было носить по этой лесенке ведра с невской водой для полива. Но чего не сделаешь, ради урожая.
Сейчас рассады там нет. Открывается только вид на мост. Вы видели разведенный мост сверху? Смотрите!
24.
25.
26.
27.
Клепки блестят при свете фонарей. По легенде, среди них была одна золотая, покрашенная как и все остальные. Так никто её и не нашел. Впрочем, это легенда, разве может золотая клепка нести нагрузку наравне со стальной?
28.
Проходят суда.
29.
В башенке царит дух мистичности и тому подтверждение удивительные отражения.
30.
31.
Но пришло время спускаться.
32.
Снизу еще раз любуемся крыльями моста.
33.
34.
35.
И памятное селфи на фоне пролета.
36.
Вот так сбываются мечты, забраться на башенку моста, постоять под разводящимся крылом и пройтись по проезжей части моста. Спасибо коллегам блогерам за компанию, нашему сообществу блогеров и пиарщикам Мостотреста за возможность реализовать мечты.
При подготовке материала использовалась материалы с сайта
citywalls.ru