Громче, чем бомбы. Прокатит ли артхаус на широкие массы?

Mar 30, 2016 12:49


Ложь, эгоизм, адюльтер, депрессия, отсутствие коммуникаций внутри семьи - все такое привычное, все такое натуралистичное, простое и непонятное одновременно, поверхностное и глубокое собрано в фильме норвежского режиссера Йохима Триера "Громче, чем бомбы". Семейная драма как она есть. Никакого экшена, никаких спецэффектов, никаких истерик (к счастью), никаких ВАУ. Все течет неторопливо, как сама жизнь. Люблю норвежские фильмы (и пусть здесь от норвежского только режиссер - актеры и бюджеты французско-американские), за их простоту и возможность поразмыслить, за их искренность, отсутствие фантастического сюжета и американского хэппи-энда.

В фильме нет ни одного полжительного героя. Ни на кого не хочется стать похожим. Ни у одного нет набора прекрасных качеств. Все они с изъянами, нет ни одного идеального с лоском.


Обычно я не хожу на современные фильмы - смотреть нечего. Все до тошноты построено на экшене, взрывах, вспышках, компьютерной графике, с суперменами и плохими парнями, какими-то неестественными красотками и вообще фууу. Пришел, тебя накормили киногамбургером, который даже жевать не надо и все. Исключение добрый артхаус в Родине. Я не привыкла ходить в кино и разочаровываться. А после каждой шумной премьеры читаю во френдлентах отзывы - Фуу. Кому-то "круто", а кому-то "фууу". И вот мне не хочется тратить время на это самое "фууу".

А на "Громче, чем бомбы" шла с удовольствием. Знала, что норвежец не может снять что-то богомерзкое. И правда. С фильмом нужно хорошо переспать, прежде чем что-то о нем говорить. На предпросмотре кто-то, видать, пришел не на свое кино. Не досидел до конца и покинул зал. Так всегда бывает. От фильма этого не нужно ждать динамики, не нужно ждать саспенса - их там нет. Простой сюжет - фотограф, снимающий военные действия, Изабель Рид  погибает в автокатастрофе недалеко от своего дома пару лет назад. Грядет её выставка. Коллега и бывший любовник пишет большую правдивую статью о Изабель в газете, вдовец пытается найти контакт с младшим сыном и рассказать ему правду о гибели матери, старший сын правду знает, но тоже не может рассказать. Кроме того, у старшего сына есть своя семья с новорожденной дочерью, от которой он уезжает, встречается случайно с бывшей девушкой, изменяет жене и все такое. Вдовец встречается с коллегой - учительницей младшего сына. Каждый с каждым имеет какие-то отношения. И каждый не может разобраться в себе, не то, чтобы построить теплые и долгосрочные отношения с кем-то еще

Семья перестала быть для человека тем, что дает ему силы, поддержку, надежду. Семья не тот островок безопасности, где тебя поймут, примут таким какой ты есть. Семья - просто несколько человек, состоящих в родственных отношениях живут под одной крышей. Кто-то живет так по накатанной - потому что развестись по уму бы надо - но не разводятся. Кто-то живет так - потому что вариантов других нет. Куда бежать подростку, если его в семье не понимают и не разговаривают? И вот, пожалуй, только подросток из всех героев все же обладает положительными чертами. И пусть он плюнул в лицо учительнице - это бунт. И пусть он сторонится отца - это тоже бунт и обида. Но он все же не так плох, как кажется на первый взгляд.

Прекрасный фильм, в котором режиссер исследует тему человеческих переживаний. Сны, флешбеки, сопоставление своей жизни с произведениями литературы. Герои пытаются найти объяснения почему все так происходит. Как все было на самом деле. Все как в обычной жизни. Наверняка, кто-то увидит в фильме себя. Нет, не захочет быть похожим на героя, а именно увидит себя. Не самое приятное открытие - подходишь такой красивый к зеркалу, а оно говорит, - "Посмотри, чучело, на себя". Смотришь фильм, а там совершенно неположительный герой - и он так на тебя похож... Откровения радости не приносят. Зато все реально, все как в жизни, никакой фантастики и слащавости.

Особо стоит отметить съемки. Отличные крупные планы. Начинается фильм с ручки младенца, котора держит отцовский палец. 20 секунд героиня смотрит в камеру без отрыва. Дрожащая камера. Смазанные кадры. Отсутствие линейности и последовательности повествования. Отсюда история, оттуда действие. Режиссер ни разу не ведет зрителя. Не говорит зрителю как решить проблему. Показывает героев, ситуацию и предлагает делать выводы самостоятельно. И внезапно фильм заканчивается. И ты остаешься такой наедине со своими мыслями. Это прекрасно! Хоть один фильм, заставляющий задуматься пойдет в широкий прокат.

Вот только смогут ли думать над этим фильмом зрители, развращенные современным кассовым кинематографом? В российский прокат фильм выйдет 7 апреля, спустя почти год после его мировой премьеры на Каннском фестивале.

Кому понравится фильм: тем, кто любит артхаус; тем, кто любит психологические фильмы; тем, кто устал от дикого экшена; тем, кто умеет думать головой.

И да, в фильме один раз показали сиськи и один раз показан секс. Это чтобы потом не орали - ааа, нам показали сиськи, а типа вроде бы интеллектуальное кино. Ограничения 16+

За посещение предпоказа спасибо velly84 и spbblog



фильм, норвегия

Previous post Next post
Up