Однажды летним днем отправилась я на поиски интересностей. Европейские города и их архитектуру я люблю. Уж гораздо приятнее наблюдать классические и оригинальные формы, нежели видеть серые клоны-коробки советских поселений. Однако, на территории России, на самом краю нашелся весьма привлекательный и колоритный уголок индустриальной и жилой архитектуры из добротного камня-кирпича, где каждое здание не похоже на соседнее. И пусть время уже частично сожрало былую красоту, но то, что осталось дает представление о качестве построек. Почти полтора века прошло - а стоят. И люди в них живут.
Район Парусинка находится в Ивангороде. Когда в середине 19 века на берегах Нарвы появились одна за другой мануфактуры - Кренгольмская на одноименном острове, а вскоре и Льнопрядильная и Суконная барона фон Штиглица на правом берегу реки. Барон достаточно известен и отличался грамотным менеджментом. На его предприятиях не было восстаний и забастовок, работники получали крупное жалование, да и были обеспечены хорошими жилищными условиями. По велению барона были построены общежития и дома барачного типа из кирпича с толстыми стенами, теплыми деревянными полами и паровым отоплением. В 19 веке это было действительно современно, ново и достойно. И эти дома стоят и сейчас. Вместо пара туда провели газ и центральное отопление, правда подвалы, чердаки и парадные пришли в такое состояние, что барон, увидя это опечалился.
1.
2.
3.
Раньше мануфактура выпускала отменные паруса, которые ценились не только в России, но и в мире. Потому и получил район свое название Парусинка. Уже в новое время пытались наладить производство парусов, но не могут до сих пор найти инвестора. текстильная промышленность не самое выгодное вложение средств.
В конце 90-х годов на льноджутовой фабрике выпускали мешки для свеклы и сахара, но потом все загнулось.
Сегодня предприятие работает медленно и томно. Несколько ООО выпускают там сердечники для морских снастей, то пряжу для ковровых предприятий, канаты и утеплитель из отходов джута. Не густо, скажем так.
4.
Пройдемся по району. Чувствуется дух европейской архитектуры, который привез сюда Штиглиц. Вроде бы здания для рабочих - но арки, балконы, колонны... Как для нормальных людей. Красиво. Дворики раньше наверняка были уютные. Впрочем и сейчас прогуливаясь по пустынным улочкам можно ощутить этот европейский колорит, правда с привкусом российского раздолбайства.
5.
6.
Вроде бы добротная лавка, но уж такая обшарпанная. И ладно фасады - они находятся в ведении городских властей. Но уж лавку-то перед своим домом можно привести в порядок? Скинулись все по 10 рублей, купили банку краски и кисточку и покрасили. Работы на полчаса. Но нет... Так и будем сидеть на убогой доске. Ментальность....
7.
Да, большинстве здесь безработные. Доживают свой век старики, всю жизнь проработавшие на фабрике. Сидят на лавках и о чем-то своем бормочут. Посмотришь и какая-то безысходность прямо. Стала свидетелем соседских разборок у парадной: испитые лица, облезлый домашний халат, вытянутые треники... Нет, это не нищета, это бедность головного мозга и души. А народ-то вроде молодой, мои ровесники были и чуть постарше...
8.
9.
В любом городе атмосферу все же создают люди. Пока не было слышно криков и ругани, не были видны вытянутые треники и грязный халат мир вокруг был очень даже симпатичен.
Пусть и старая арка, но красивая же.
10.
А автомобили здесь предпочитают теплых тонов. Правда паркуются как и везде у нас - как придется.
11.
12.
Но стоит издалека посмотреть на эти здания - как уже не видны щербины на стенах, зато виден стиль, и при любом приближении качество постройки. Даже по прошествии столетия они вовсе не выглядят унылыми.
Есть что-то теплое такое, как, к примеру, половик, который сушится на перилах балкона.
13.
Или оригинальные окна, с несколькими квадратами на переплете Они значительно приятнее, чем цельное стекло в пластиковом профиле. Ну и конечно же стяжки и другие элементы каркасных конструкций, которые видны в стенах.
14.
15.
16.
Здание бывшей больницы, на котором висит табличка, говорящая о строительстве его к 300-летию дома Романовых. Сейчас там Гуманитарно-технический институт.
17.
Совершенно интересное и приятное здание. Подновить штукатурку - и будет полный порядок.
18.
А вот еще один барак - но не тот, которые остались у нас с советских времен с картонными стенами. Почти что таунхаус, которые строят сегодня.
19.
Кое-где на зданиях сохранились памятные таблички. Хорошо, что не все разбили и украли.
"Родилась Амалия Крейсберг в 1879 году в семье кренгольмских ткачей, а похоронена в Нарве 2 мая 1906 года. Короткая жизнь нарвитянки была связана с социал-демократическим рабочим движением. Благодаря авторитету среди рабочих крупнейшего в России текстильного предприятия, “Кренгольмской мануфактуры”, Крейсберг была в 1904 году избрана рабочим старостой. Она представляла интересы работников Кренгольма на переговорах с администрацией. Амалия активно содействовала объединению разрозненных групп нарвских социал-демократов в единую городскую организацию. 1 мая 1905 года - участие в многолюдной нарвской маевке, осень того же года - отстаивание интересов работников на переговорах с владельцами текстильного предприятия (требования сократить с 11 до 8 часов продолжительность рабочего дня, увеличить зарплату, оплачивать время болезни работников, а также требования вежливо обращаться мастерам с рабочими)" (Молодежь Эстонии, 02. 05.2005).
20.
Ну и как не завершить фотопутешествие самым известным зданием Парусинки - газгольдером, где потом была столовая.
21.
Мне всегда удивительно было видеть, как в том же самом старинном центре финского Порвоо в домах, которым больше сотни лет живут люди. Хорошо живут. Дома не изменились, за ними следят. Правда там архитектура не такая выдающаяся. А здесь... Замечательные добротные постройки, европейская архитектура, красивая и достойная. И вот здесь российская действительность победила, как говорится, загнивающую Европу...
Фотографии этого поста хранятся на
www.4sync.com