Парусный линейный корабль "Полтава"

Dec 20, 2014 09:46


Давненько не строили в России деревянные корабли. Не яхты, не шлюпы, не ялы, не лодьи, не драккары, а настоящие огромные линейные военные суда с пушками на палубах. И вот в 21 веке решили возобновить славную традицию и воссоздать реплики судов российского флота, построенных по велению и при участии Петр I. Вероятно, некоторые знают, что летом этого 2014 года встал у причала в Воронеже новенький "Гото Предестинация", построенная на верфи "Варяг", что в Карелии. Вообще, карельские корабельных дел мастера известны хорошо, уже много лет и эт а верфь и морской клуб полярный Одиссей создают реплики исторических судов, которые успешно ходят по морям. Но самым ярким моментов возрождения исторического судостроения стал конечно же легандарный "Штандарт", построенный под руководством Владимира Мартуся. Да, история с морским регистром и "сложными" российскими законами заставила красивый боевой парусник украшать порты иностранные.

Но в 2013 году в Санкт-Петербурге началось строительство исторического парусника для украшения Северной столицы. Линейный 54-пушечный корабль "Полтава" строится на исторической верфи, созданной специально для него на территории яхтенного порта "Геркулес" под крылом Газпрома. Какие бы колкости не говорили и сколько яда не лили в отношение данной компании, пиар это, не пиар, что угодно, но честь и хвала людям, которые убедили г-на Миллера профинансировать дорогостоящее строительство . Конечно, очень необычно будет смотреть корабль на фоне Газпром-Сити, но зато одним тематическим музеем в нашем городе будет больше. И уже это радует.

Вход на верфь открыт ежедневно. И мы отправились туда в большой компании блогеров.
Так выглядит набор "Полтавы". Виден форштевень и шпангоуты.





На исторической верфи все для интерактивного знакомства с судостроением. Конечно, пилу и стамеску никто вам в руки не даст, но в домике корабельного мастера можно принять участие в мастерклассах по литографии, шитью парусов и изготовлению сувениров. С "Полтавой", разумеется. А экспозиция постоянно видоизменяется. Скажем, пришли вы в июле, увидели одну картину, а через три месяца уже совершенно другую. Работы идут, верфь живет, и одновременно принимает гостей.



Самое яркое впечатление - запах необработанного дерева.
Еще при Петре Первом была организована лесная биржа, куда доставлялись деревья для постройки единиц флота. Царь, после голландской стажировки, тщательно выбирал деревья. И корабли в те времена строили из дуба. При Петре была посажена Дубовая роща в окрестностях Санкт-Петербурга, правда до постройки нынешней "Полтавы" она не дожила. Для этого корабля необходимо 1800 высококачественных дубов, которые везут из разных регионов. Возраст дубов 100-200 лет. После этих цифр мне захотелось сбежать с верфи и больше там не появляться - столько деревьев загубили ради блажи. Даже мне, любительнице всего морского, такая вырубка деревьев резанула по сердцу и мозгу. Но наш экскурсовод Оксана успокоила - на место 1 срубленного дерева идет высадка четырех. Будем надеяться, что это так и есть.



С материалом сегодня большие проблемы. Нет корабельного леса. Поэтому поиск подходящих стволов идет по всей стране. А прибывшие на биржу стволы проверяют на предмет отсутствия гнили и всяких жуков, срезают горбыль, распиливают на заготовки, покрывают пожарозащитной пропиткой и отправляют на верфь.



Но одно дело сырье, и уже другое - как умелые руки превращают его в произведение инженерного искусства. В архивах нашлось.... В библиотеке Академии наук в папке Федоса Скляева, коему было поручено Петром Первым корабль строить, нашелся только чертеж миддель-шпангоута с размерами, совпадавшими с "Полтавой". Взяли за основу его, да еще несколько сохранившихся документов, подобных кораблей. В итоге к 2013 году специлиасты смогли сделать теоретический чертеж судна, по которому и начали вести работы.  Впрочем, изыскания до сих пор не прекращаются. Еще не известно какого цвета была корма у Полтавы, да и некоторые детали, изображенные на единственной гравюре 18 века П. Пикарта не совсем соответствуют действительности. Историки нашли другие описания в архивах.





Подтверждение, что чертеж годен для использования.



На плацу расчерчены детали корабля. По ним делают в данном случае шпангоуты.



На верфи работают 119 человек. Большая часть из них строили "Штандарт".  Так что имеют хороший опыт. Кто-то по-философски относится к жизни, у многих высшее образование, и все они любят море и паруса. Кстати, зарабатывают они там неплохо. Правда сумму нам не озвучили, но я знаю, что плотник на корабле может получать от 30 до 50 тыс. р. в месяц.  Чувство юмора, а может и не юмора у ребят есть. Но все они добрые, правда за работу свою и убить могут)))





Самое волшебное ощущение - прогуляться по будущему трюму, пока есть еще только основа корабля.



Вот такие размеры у Полтавы в сравнении.



По описаниям "Полтава" была следующих измерений: "по гондеку равнялась 130 английским футам 8 дюймам (39,82 м), ширина по набору корпуса без учёта обшивки равнялась 38 футам 4 ½ дюймам (11,69 м), глубина трюма (интрюма) - 15 футам 2 ½ дюймам (4,6 м). Длина корабля между штевнями составляла 34,6 м".  Водоизмещение порядка 1200 тонн. А толщина обшивки приблизительно 5 дюймов (12,7 см).



Корабль будет немаленьким. На борту будет нести настоящие пушки. Сначала их отливали на Кировском заводе, но сейчас заказ перенесли на Ижорские заводы. С исторической точки зрения это и правильно. Орудия там отливались.

"Полтава" была снаряжена 54 орудиями. Как говорится в историческом документе «Ведомости о пушках, потребных на корабли» от 7 апреля 1715 года с табелем от 3 мая 1715 года, на «Полтаве» предполагалось установить двадцать два 18-фунтовых, двадцать два 8-фунтовых и восемь 3- или 4-фунтовых орудия. Однако в мае корабль был вооружен двадцати двумя 18-фунтовыми, двадцатью 12-фунтовыми и двенадцатью 6-фунтовыми пушками. Теперь при выстреле из всех орудий одного борта мощность залпа составляла 354 фунта". В связи с войной со Швецией орудия могли заменяться на более легкие. 8 фунтовые на 6 фунтовые, а 18-ти на 12-ти фунтовые.

Часть орудий стоит для демонстрации на берегу Залива. А из некоторых можно даже пострелять, правда придется сначала почистить их специальными приспособлениями, утрамбовать заряд, и отойти в сторону.







А мы посмотрим еще на производственный процесс.





Балкончик наверху, куда ведет специальная лестница - обзорная площадка с иллюстрациями, где можно узнать много интересного о строительстве и быте "Полтавы".



Есть там и копии документов, чем кормили моряков, к примеру. Сушеное мяса да рыба, пиво и крупа с горохом и коровьим маслом. Царь Петр наводил порядок на флоте, чтобы цинги не было, чтобы мясо не тухло, чтобы солдаты все были здоровые.



Спущенная на воду через 20 месяцев, летом 2016 года станет морским музеем. Также она будет участвовать в городских морских праздниках, и быть может, отвоюет у шведского парусника честь выступать на Алых парусах. Вот только, если честно, зная некие нюансы акватории Невы, скажу, что без двигателя "Полтава" никогда не сможет сыграть галеот "Секрет". Таскать её на буксире по Неве вряд ли будет интерес для участников праздника. А вот парады, съмки фильмов - здесь она даст фору многим. Тем более, ничего подобного в Санкт-Петербурге нет.

Рангоут делают в мастерской по соседству. Мачты, стеньги, в том числе брам и бомбрам стеньги будут клееные из сосны и полые внутри. Так прочнее и надежнее.



Сверху ставят заглушку.



Тут же вытачивают блоки и утки для проводки и крепежа такелажа. Вываривают, высушивают потом опять обтачивают. Могут служить хоть 100 лет.



Впрочем, сам корабль "Полтава"  строится из расчета на 100 летнюю жизнь. Если раньше корабли были расходным материалом и служили лет 10-15, то воевать "Полтава" нынешняя не собирается, а потому простоять готова будет долго, при должном содержании, разумеется.

Познакомиться с процессом строительства, узнать интересные истории можно записавшись на экскурсию на официальном сайте "Полтава".
Сейчас там готовы уже праздничные мероприятия для школьников, познавательные мастер-классы и увлекательные истории. Стоимость для семьи с дутьми 500 рублей. Для взрослого 300 рублей. Мастер-классы оплачиваются отдельно, но это того стоит. Тем более, что спонсоры и попечители помогают только с материалами, станками и инструментами, а содержание комплекса отдано на самоокупаемость. Зимой там идет обогрев от тепловых пушек. Есть все необходимые удобства. Так что записывайтесь, приезжайте и знакомьтесь с историей и процессом постройки корабля. Не каждый день у нас такие суда строят, тем более деревянные, тем более петровской эпохи.



А это морской nserg входит в образ.



Спасибо руководителю экскурсионной службы исторической верфи "Полтава" Оксане Роде и товарищам по блогам babs71 ta_samaya. ya_riha pink_mathilda alex_anv lenarudenko vetka_spb corsair alexkussul karmannoe_zlo eugesha homemuse a_beskotti

---------------------------------------------------------------------------------------

Знакомьтесь с интересными темами в моем блоге:











Подписывайтесь на мой Instagram.

Добавляйте мой журнал в друзья, чтобы быть в курсе интересных событий.

корабль, судно, судостроение, полтава, парусник

Previous post Next post
Up