Как делают фарфоровые изделия

Nov 10, 2014 09:39

Пока некоторые сидят в страхе ожидания кризиса, хандрят, потому что осень в Питере, или просто все плохо, мы открыли для себя безграничное пространство радости и прикоснулись в тайнам древности. А еще в очередной раз поняли, что в школе нас такому интересному почему-то не учили. Захотелось заняться химией, в очередной раз зарыться в тайны символов, происхождения людей и вселенной, но больше всего прикоснуться в этому чарующему миру фарфора руками и ощутить многое.

Блогеры сообщества spbblog в лице eugesha, ks_ana, veronika_stef, chellove4ishe, samiznaetekto и вашей покорной по приглашению juliatrushina посетили художественную мастерскую Алан. Проводником, раскрывшим нам тайны фарфора стал директор мастерской Владислав Шахов, который по закономерному стечению обстоятельств оказался еще и моим земляком. Владислав родился на Алтае в городе Бийске. Всегда знала, что на Алтае рождаются замечательные люди, и встретить земляка в Питере для меня всегда большая радость.
А до Питера Владислав успел пожить еще и на Камчатке, к которой я тоже дышу неровно и пару лет подряд посещала океан, вулканы, озера, ледники и местный геологический музей. Быть может поэтому теоретическая часть о составе фарфора мне была чрезвычайно интересна, даже более, чем сама практика по созданию изделий.





Начнем с того, что фарфор и керамика - это не одно и тоже. Точнее, в понятие керамика входит фарфор, как её разновидность. Принцип совершенно простой из глины делают некое изделие, а потом его обжигают, чтобы придать прочность. Но чем фарфор хорош? Он не пропускает ни воду, ни газ, обладает высокой плотностью. Если вспомнить, то в энергетике часто применяются фарфоровые изоляторы. Поэтому это очень ценный рукотворный материал.

В состав смеси для изготовления фарфора входил каолин (белая глина), полевой шпат и кварц. Если примитивно объяснять, то глина и стекло, которое, если вспомнить химию из школы, получается при спекании кварцевого песка.   В моем понимании до посещения мастерской Алан фарфор был исключительно тонким, хрупким, прозрачным, стоящим в виде вазочек и чашечек в серванте. Бабушка очень тряслась за сохранность посуды, поэтому доставали её только по большим праздникам. Но в мастерской я увидела сотни изделий, которые прозрачностью особо не отличались, и мое сознание значительно расширилось.

1.


Экскурсию по мастерской Владислав начал с истории фарфора. Конечно же, в Европе его не было. Глина была, а фарфора нет. Почему? Не было естественного природного материала каолина - белой глины. А в Китае было несколько месторождений. Однако, не стоит думать, что китайцы самостоятельно произвели и фарфор, и порох и много чего еще. Знания им достались от их предшественников, но китайцы смогли правильно ими воспользоваться и извлечь максимальную выгоду. В одном из месторождений Као-Лин было много белой глины (кстати, этот минерал залегает таким образом, что его "жила" проходит и на территорию России. И эту глину китайцы использоваться для изготовления красивых изделий, которые дорого ценились в Европе. Платили за фарфор просто - 1 грамм фарфора - 1 грамм золота. Кроме как золото китайцы ничего не принимали и ни на что фарфор не обменивали. Европейские алхимики пытались разгадать тайну материала, но с ним все было сложно. Не было главного составляющего - глины. А китайцы из поколения в поколение передавали рецепты фарфоровой смеси. Каждый мастер закладывал для своего сына фарфоровое сырье: вырывал большую яму, наполнял её смесью и засыпал землей. Бактерии за 20 лет разрыхляли массу и в итоге получалось мелкодисперсное сырье для качественных изделий. Отец не мог открыть свою фарфоровую яму до того момента, пока не заложил такую же для своего сына. сырья хватало на всю жизнь мастера. Особенность фарфоровой смеси не только в химическом составе, но и в мельчайшей фракции. Если попробовать смесь на зуб и она не ощущается, то значит это отличная смесь. На больших промышленных производствах были специальные люди, которые на зуб определяли качество сырья, поэтому зубы их до старости не доживали. Стачивались.

Только в начале 18 века в Европе произвели первый фарфор. А в России рецепт и технологию его производства раскрыл сподвижник М. Ломоносова Д. Виноградов. Он же и стал так сказать главным технологом Императорского фарфорового завода.

Помимо процентного соотношения ингредиентов очень важным было еще и соотношение: вода - сухой материал. Чуть тверже, чуть жиже - и уже изделие будет не тем. Но самое важное - это сушка и обжиг изделия. Различается твердый и мягкий фарфор. Твердый содержит больше каолина и меньше кварца, температура для обжига ему нужна выше. Мягкий фарфор используют для художественных изделий, в нем больше кварца и температура обжига 1280 градусов.

Обжигали фарфоровые изделия в специальных печах, где поддерживалась такая температура во всем объеме печи с помощью сосновых дров, заготовленных особым образом. И выходное отверстие для жара было рядом с входным, куда загружали дрова, таким образом горячий воздух проходил через всю печь и нагревал равномерно все загруженные изделия.

В современных печах используются специальные спирали, которые нагреваются почти моментально. Сами печи сделаны из огнеупорного и весьма легкого кирпича, однако даже он при высоких температурах оплавляется.

2.


3.


Но начнем путь фарфора с самого начала, с каолина

4.


и песка. Заметьте, песок белый. Его можно часто встретить на морском берегу.

5.


И еще немного про каолин. Я не удержалась и попробовала его на вкус. Помню же, что еще в камчатском геологическом музее нам рассказывали, что он очень полезен для здоровья. А в описании Камчатки, которое сделал Крашенинников вообще есть упоминание о местных жителях, которые берут белую глину, смешивают с водой и получают что-то наподобие сметаны. Эту смесь они едят, чтобы почистить кишечник.
Белая глина отличный сорбент.



Чтобы каолин из вот таких кусочков превратился практически в пыль его перетирают в специальных устройствах с помощью специальных камушков. Они не круглые, а вытянутые - для увеличения площади соприкосновения. Самым лучшей геометрической фигурой таких камушков является тетраэдр  - пирамида. Не только каолиновые камни, но и осколки фарфоровых изделий перемалывают. Производство безотходное.

6.


А потом ингредиенты смешивают в необходимых пропорциях и разбавляют водой. Получается "тесто" или шликер. Как же приятно запустить руки в бочку с этой массой. Белая глина полезна для кожи, приятно обволакивает руки, хочется намазаться ей и наполняться энергией, которую она несет. Между прочим, миллионы лет назад эта глина была богатейшей и плодородной почвой. А о её целебных свойствах можно почитать в интернете. Шликер  - мечта кинестета.

7.


А еще у свежего шликера очень приятный и нежный аромат минерала. Очень похож на запах мокрого бетона. Я балдела.

Но если шликер постоит несколько недель, то в нем заведутся бактерии, которые начнут в нем жить и им питаться. И тогда он меняет запах и цвет. Аромат тухлых яиц - любимый запах мастера по фарфору.

8.


А дальше это "тесто" заливают в форму будущего изделия. Формы делают из гипса, потому что он хорошо впитывает воду, а на стенках формы быстро нарастает слой фарфора. Как производят формы расскажу чуть позднее. А здесь видно, как изделие вышло из формы.

9.


В случае с нашей туркой для кофе форма состоит из трех частей - низа и двух половинок тела изделия. Форма собирается плотно, стягивается резинкой и в неё заливается шликер.

10.


До самого верха. Но уже через минут 10 уровень заметно понизился. Форма забрала влагу, а фарфор "осел" на форме.

11.


Пока изделие у нас застывает, Владислав показал как эти формы делаются.

На гончарном круге лепится готовое изделие. На него наносят рисунок с помощью резца.

12.


13.


А потом делают гипсовый слепок. И далее получают формы. Собственно в фарфоровом производстве самое дорогостоящее - это изготовление формы. Именно поэтому, порой, чтобы сделать 1 чашку нужно вложить 5 000 р. А чтобы сделать 10 чашек - тоже нужно 8000 р. Эти цифры просто для примера.

14.


С одной формы можно сделать хоть сотню, хоть тысячу изделий. И они будут идентичны, при соблюдении технологии.

Пока мы изучали формы, нас продолжал мучить вопрос - неужели вся вода впитается в гипс и как в вазе образуется дырка. Неужели законы физики как-то умудрились обойти, чтобы изделие имело равномерную толщину стенок, про условии, что уровень жидкости будет с впитыванием в гипс постепенно понижаться. Ответ оказался простой.

15.


"Лишний" шликер просто выливался.  Потом форма разберется, а изделие отправится на просушку на пару дней. Что интересно. Все формы делают с запасом на 14% больше, чем готовое изделие. Опять же физика. Фарфоровая масса дает усадку в 14% при сушке и обжиге. И это стоит учитывать при производстве форм.

После просушки при комнатной температуре изделие отправится в печь. Обжиг придаст ему крепость.

16.


Фарфоровые изделия глазуруют. Глазурь придает фарфору красоту и защищает его. Грушей наносят глазурь на изделие.  Чувствуется рука мастера.

17.


Владислав предложил нам тоже попробовать, и я взяла грушу в руки. Спасибо samiznaetekto за видеосъемку. Скажу, что навык определенный нужен, ну и рука, которая не дрогнет тоже нужна.

image Click to view



У мастеров получаются шедевры. Правда они этим занимаются дестяки лет. И что интересно, ни одна чашечка по росписи не похожа на другую. Форма - да, едина, но глазурь придает индивидуальность каждому фарфоровому изделию. Глаза у меня разбежались, что смотреть, что снимать. В итоге наснимала я очень и очень мало.

18.


Безумно понравились не котики, а рисунки-петроглифы на чайниках, турке и блюдцах. Сделаны они руками - не хаотичной росписью из груши, а кистью через трафарет.

19.


20.


И одно такое блюдце теперь живет у меня дома)

21.


Много интересного делают в художественной мастерской Алан. И индивидуальные заказы, и корпоративные подарки. Вот, к примеру, для сочинской Розы Хутор сделали колокольчики, а еще чашки с блюдцами.

Для Кока-колы делали специальные бутылочки к олимпиаде. Днем ранее во время похода на завод Кока Кола, о котором я еще напишу, мы видели эти бутылочки. И вот на складе наш глаз упал на знакомые формы. Питер город слишком маленький - все взаимосвязано здесь.

22.


23.


24.


"Наша" бутылочка - красненькая. А расписанная - это производство Ленинградского Фарфорового завода.

Или вот домики. Весьма популярны к новогодним праздникам.

25.


А лоскутный чайник разве не прелестен?

26.


Или этот сосуд со свастическим орнаметном - видом на нашу вселенную?

27.


Вот такие ровные орнаменты делаются с помощью техники "деколь". На изделие наклеивается специальная пленка с нанесенным специальным лаком по типу переводной картинки. Ставится в печь, краска запекается на изделии. Красиво, вечно. Точно не выцветет.

28.


А эти пластинки с цифрами - не лото. Это для гидрометеорологии. Их используют в специальных линейках для отметки уровня воды в реках. Самый яркий пример - Кронштадский футшток. Фарфор долговечен и не подвергается воздействию агрессивной водной среды, в отличие от металлов.

Набирают мастера здесь и панно - иконы.

29.


Создают образы святых для церквей.

30.


Посмотрев, перетрогав множество фарфоровых изделий мы направились в мастерскую, чтобы самостоятельно что-то создать. И опять наш видеооператор Миша заснял рабочий процесс.

image Click to view



Это было великолепно, лепить детальки из фарфоровой массы, прикасаться ладонями, кончиками пальцев к этому пластичному природному и живому материалу, создавать что-то прекрасное. Так бы и лепила. Что поделать, раз я кинестет)

А вот и результаты.

31.


И моя яхточка)

32.


И логотип spbblog

33.


Теперь наши произведения подсохнут, а следующая команда блогеров будет их уже расписывать.

Мир фарфора и творчества необъятный. Владислав рассказывает просто невероятные вещи. Ну разве не чудо, что из какого-то белого порошка рождается изящное изделие? А вот этая синяя клякса на фарфоре - кобальт.

34.


Но самое удивительное это монокристаллизация, когда в глазури вырастают цветы, снежинки, пейзажи. Почти как мороз расписывает стекла, так и здесь процесс запущен мастером, но он не может сказать, что в итоге получится через несколько лет. Кристаллы минералов растут самостоятельно, образуя причудливые пейзажи. Разве не волшебство?

35.


36


Все это совершенно экологично и безопасно для человека. Варить кофе в фарфоровой турке значительно лучше, чем в железной. На фарфоре не остается вкуса и запаха кофе. Этот материал совершенно не реагирует ни с какими химическими соединениями. Почти как стекло фарфор нейтрален. В отличие от глиняной керамики фарфоровые кружки не шипят и не свистят, когда в них наливаешь горячие напитки. И их очень приятно держать в руках. Да и из фарфоровой посуды есть - одно удовольствие.

Но самое замечательное, что в художественную мастерскую Алан можно прийти и сделать себе какую-то вещь, можно прийти с семьей и вылепить себе по кружке. А еще можно сделать эскиз и прислать в мастерскую, а художники уже воплотят его в красивое фарфоровое изделие - будь это кружка, турка, ваза или тарелка. Мне вот тоже захотелось, чтобы у меня была моя личная тарелка, красивая, сделанная с душой. А ведь и правда, все вещи, которые мы видели на складе мастерской содержат труд художников, гончаров, они проходят через несколько рук, прежде чем попадают в магазины. И каждый человек действительно вкладывает в изделие свое тепло, свои эмоции, свою доброту. Весь процесс изготовления фарфора проходит вручную. А глина, мы помним, она собирает в себе энергию. Несомненно, из мастерской Алан выходят добрые фарфоровые изделия.

Владислав, познакомивший нас с творческим процессом, оказался мудрым, позитивным и очень теплым человеком, способным наполнить любое сердце любовью к фарфору и окружающему миру. Выйдя от Мастера я совершенно забыла всю эту питерскую серую мокрую погоду, забыла, что есть какие-то проблемы. Мир вокруг сиял красками известных и не очень природных минералов, на душе было легко и чисто, в голове просветление. Словно отдохнула в большой путешествии. Кажется, я не ту профессию выбрала. Лепить из глины это удивительно приятное занятие, погружать руки в обволакивающий шликер - настоящее наслаждение. Я бы в нем ванны принимала с удовольствием. А видеть, как получаются красивые изделия - просто божественно.

И эту часть радости можно пв преддверии праздников можно заказать здесь как корпоративные подарки, так и индивидуальные.

По своему настроению, информативности, отношению к нам как к любопытным гостям, это была, пожалуй, самая лучшая экскурсия на производство. Что и говорить, одно дело огромная фабрика с конвеером и машинами и совершенно другое небольшая мастерская, где Мастера, именно так с большой буквы, не иначе, творят доброе и прекрасное, вкладывают частичку себя в каждую фарфоровую чашку, в каждую вазу.

фоторепортаж, питер, фарфор, как это сделано, производство

Previous post Next post
Up