В середине 2000-х Пивоваренная компания Балтика была клиентом агентства, в котором я пиаром занималась. Платила хорошо, задач было море. Но вот на заводе я тогда так и не побывала. Хотя нет, вру, все же была на парковке, когда мы приезжали за ящиками с пивом, чтобы развозить его журналистам издания и формировать таким образом их лояльность. Помню, пиво лилось рекой, даже сантехника хозяйка моей комнаты поила пивом, которое я приносила с работы. Потому что пить его я уже просто физически не могла.
К пиву я очень привередлива. Лучше выпью водички чистой. Однако к технологическим процессам у меня всегда большой интерес. Как что работает и как все это выглядит. Поэтому посетить Балтику - святое дело. И да, я была единственным человеком в группе, кто не участвовал в дегустации. Потому что нищеброд и не имею 100 рублей)))
Глядя на этот вид, хочется остаться здесь жить. Душа поет и радуется, Бахус потирает ладошки в предвкушении.
Отсюда пиво уходит в супермаркеты, магазинчики Питера, другие города и регионы. С одной стороны подъезжают загружаться фуры, с другой железнодорожные вагоны, между прочим собственность компании Балтика. И Балтика - второй по объем собственник вагонов в России. Первый - РЖД, У достопочтимой компании РЖД просто не было вагонов, которые бы могли перевозить пиво. А там нужны специальные условия. Нет, не пивные бочки, со свободно перемещающейся жидкостью. А вагоны-термосы, чтобы пиво приезжало без нарушения условия хранения. Стоит ему перемерзнуть или перегреться - можно выкидывать. Вот именно поэтому я как-то не очень люблю российское пиво в России. То оно мне кажется все разлитым из одной бочки, то вообще каким-то невкусным. А учитывая, что на заводе нам показали и рассказали, что пиво у них готовится по всем правилам с соблюдением всех норм - то буду грешить на то, что условия хранения пива на местах не самые удачные. Потому и вкус не очень.
Но еще не много про вагоны. Они изнутри обшиты специальным изолятом, чтобы сохранять температуру постоянную. Также в вагонах есть специальные отверстия, через которые на заводе после погрузки подается холодный воздух. Таким образом вагон-термос с заданным условиями хранения отправляется по месту назначения. А еще, пиво нельзя сильно трясти, тоже меняется вкус. Так что самое-самое пиво можно попробовать только на заводе.
Про процесс пивоварения, вероятно, многие уже знают. Нужны 4 составляющих для любого пива: вода, солод, хмель и дрожжи. Дрожжи специальные одомашненные, в том смысле, что технологи понимают как они будут работать и какое пиво произведут. Как часто бывает на заводе все строго и снимать оборудование нельзя. Поэтому много чего не покажу. Местами было очень темно, поэтому тоже не покажу.
Солод - чуток пророщенные зерна пшеницы, с выделившимся крахмалом. Почему он коричневый - обжаренный потому что. Используется для приготовления темных сортов пива. Хмель в Советском союза рос буйно и было его много, но когда Горбачев издал антиалкогольный закон, то все хмельники порубили, да повывели. Теперь приходится закупать сырье за границей. Шишки хмеля на плантациях собираются обдираются, прессуются в гранулы. В таком виде и поставляются на завод. На вкус - гадость редкостная. А вот солод вполне приятен и им можно кормиться)
1.
Схема производста пива проста и понятна. Раз уж протолюди смогли пиво делать, значит действительно ничего сложного нет. Разве только, что нужно соблюдать технологию, рецептуру и качество ингредиентов, чтобы получать регулярно один и тот же сорт с одним и тем же вкусом.
2.
Дробленый солод смешивают с водой при температуре, потом солод отделяют, добавляют хмель и с ним кипятят раствор. Потому в центрифуге удаляют хмель, сусло охлаждают и отправляют в специальный танк, куда добавляют дрожжи и происходит процесс брожения, после, чтобы удалить дрожжи пиво фильтруют (лично я люблю нефильтрованное), и уже потом разливают, упаковываются и отправляют потребителям. Проще не придумаешь. Говорят, что пиву 6 тысяч лет. Может быть. Но я хочу рассказать про одну интересную вещь - кизельгур.
Его используюсь на этапе фильтрации. Когда пиво под давлением прогоняют через гофрированный картонный фильтр. Так вот между картонками находится тот самый кизельгур. Что это такое? Кто-то когда-то решил использовать донные отложения, диатомитовые водоросли, для фильтрации. Водоросли эти - не просто водоросли, а колонии одноклеточных кремниевых организмов. Материал из их останков пористый светлого цвета, порой в нем находят опалы. И вот благодаря хорошей пористости и способности к адсорбации эту порода хорошо подходит для изготовления фильтров. Так древние морские обитатели помогают очищать современое пиво.
Вот так выглядит тот самый кизельгур.
И между прочим, диатомитовая порода обогатила Альфреда Нобеля. Динамит, который он изобрел, - не что иное как пропитанный глицерином диатомит.
Все отходы производства никуда не выбрасываются - что солод, что хмель, что те же самые дрожжи - все скупают фермеры для комбикормов и удобрения земель. Так что пивоваренный завод зарабатывает не только на пиве, но и на его отходах.
В варочном цеху готовится сусло.
3.
За стенам этой галереи находятся гигантские емкости на 500 тысяч литров и на 350 тысяч. Всего их 190 штук. В них работают дрожжи. Иногда кажется, помня домашние эксперименты с производством алкогольных напитков и углекислым газом, вдруг сейчас рванет все это дело. Но, раз за 20 лет не рвануло, то и сейчас выстоит. Емкости охлаждаются системой труб, по которым течет гликоль.
4.
После созревания пиво отправляется в кеги, по стеклянным или пластиковым бутылкам и жестяным банкам.
5.
За многие годы на Балтике производились одни сорта, потом их сменяли другие. В местном заводском музее находятся сотни сортов пива, которое когда-то здесь было произведено.
Группа маркетологов постоянно исследует спрос на пенный напиток. В экспериментальной пивоварне на 300 литров варят новые сорта, дегустируют, проводят фокус-группы. И если сорт был одобрительно встречен потребителями, то его выводят на рынок. А другие сорта уходят с рынка. Стоит отметить, что в разных регионах спрос на пиво разлдичается. Где-то любят лагер, где-то потемнее и покрепче. А лично я люблю портер. Така вот это самое сложное в изготовлении пиво.
6.
7.
8.
Выпускалось специальное новогоднее пиво.
9
Спортивное.
10.
И пивные шпроты, сигареты и водка)))
11.
Кстати, достойна тщательного внимания галерея рекламных пивных постеров на заводе. Надо прийти сюда еще раз и внимательно их все рассмотреть. В дикой гонке "успеть на автобус" наша интересная экскурсия не уделила должного внимания постерам. Лично мне вот это очень интересно.
12.
А пока товарищи блогеры
id77,
as_kirillov,
mitrofanova_m,
kotaff и другие дегустировали разные сорта, я прошлась по старым фотографиям постройки завода.
Панорама. 1989 г.
13.
Монтаж силосных корпусов. 1989 г.
14.
Элеватор с силосными корпусами и монтаж приемного устройства зерна с железнодорожных путей. 1989 г.
15.
А вот уже в главном корпусе установлены медные котлы (конечно же б/у c какого-то чешского завода). 1990 г.
16.
И для справки, кто не знает.
Завод пивоваренной компании "Балтика" был построен в Ленинграде еще в прошлом вее. началось все в 1978 году, но запустился лишь в 1990. Первая партия пива была отправлена в магазины в ноябре 1990 года. Это было пиво "Адмиралтейское", "Рижское", "Жигулевское" и "Праздничное".
В 1992 году началась приватизация завода. Сейчас Балтикой владеет Carlsberg Group. Завод выпускает около 30 пивных и 9 непивных брендов. Всего у компании Балтиак 10 заводов в России. Пиво на экспорт идет в 75 стран мира.
Спасибо за организацию экскурсии
as_kirillov. Спасибо нашему экскурсоводу Дмитрию.
Те, кто хочет сходить на завод - можете организоваться самостоятельно и связаться с
экскурсионной службой Балтики. Экскурсии бесплатны, а дегустации платны.