Суровая Ладога на несколько десятков летних дней становится приветливой и гостеприимной. И многие петербургжцы устремляются на её берега, чтобы отдохнуть, поиграть на пляже, просто полежать и расслабиться от городской суеты.
Вот только расслабиться на берегах Ладоги не дает история военных дней. Разомкнутое кольцо, Дорога жизни, каждый её километр снова и снова возвращают нас в те, сороковые годы.
И всегда на Ладоге зима, голод и всего лишь два цвета: белый - снег, и черный - боль. В который раз уже проезжаем мемориал "Разомкнутое кольцо блокады" и все равно останавливаемся и выходим, чтобы почтить память тех, кто не дожил, провалился вместе с полуторкой под лед, кто не перенес голод. Живые цветы, яркие и сочные пятна, синие-синие воды Ладоги, зелень травы - мир на самом деле яркий. Такой же он был и во время войны. Росла трава и цвели полевые цветы... слышались взрывы да автоматные очереди.
Сейчас в приладожском лесу тишина, слышен только звук комаров, пчел и пьянящий аромат травы. И наш Тагер уходит от озера влево, чтобы штурмовать ухабистые лесные дороги, пробираться по болотистой почве и искать новые маршруты и приключения. Джип утопает в траве, в то время как еле заметная колея становится узенькой тропинкой и выводит нас к ручью. Чувствуешь себя ребенком и с нескрываемым любопытством переходишь ручей вброд, забираешься в глубь леса в поисках чего-то необычного. Необычного для городского жителя.
Ёжик... Живой и настоящий. Пыхтящий и очень-очень колючий колобок копошился в траве около тропинки. Мгновенно он принял всестороннюю оборону и только ласковые уговоры заствили его показать нам мордашку. "Ёжик-Ёжик, покажи нам свою мордочку". Смешной и милый колобочек немного развернулся и снова свернулся безопасности для. Печенька и колбаска оказались не ежовым лакомством и понюхав странное угощение Ёжик потопал по свои ежиным делам. А мы стояли и смотрели ему вслед, как будто только что встретились с чем-то необычным.
Тагер вытерпел и многочисленные ручьи и болота и даже камни, которые скребли временами по днищу, только поле разнотравья он все же не решился преодолеть. Из эстетических и экопобуждений. Тем более, что местные жители косили здесь траву для скота. Проехали мимо уединенного табора, похлюпали шинами по болоту и вот опять выехали на дорогу к Ладоге. Карта нас многообещающе манила на, указывая церковь на Морьином носу. Вот только дорога Тагеру туда была закыта. Бывшая военная часть, сегодня частные территории. Въезд только по пропускам.
- А пешком заходите, - улыбнулся привратник в камуфляже.
И мы оставив Тагер загорать, отпраились по асфальту вдоль берега Ладоги. Елки, березки. Плещется внизу Ладога. Мы шли, присматривая уединенное место для костерка и отдыха.
- Смотри! Кто это? - дернула меня за рукав подруга. В прибое лежало что-то большое, черное и гладкое.
Подошли ближе.
- Тюлень.
- Нет, труп ладожской нерпы.
Вместо некогда блестящих глазок белые глазницы - чайки выклевали. Не повезло бедняге. Но вот кто отгрыз или отрезал передние ласты - это было нам не понятно.
И вроде бы совсем недавно нерпа еще радовалась жизни. Усы еще торчали на безликой мордочке.
Прибой пытался выбросить на каменный пляж неизвестно чью жертву, а ко мне подошел рыбак.
- Вы корреспондент? - спросил он, глазами указывая на мой Никон, болтающийся на груди. Вот напишите как губят Ладожское озеро. Около Коккорево трубы канализационные спускаются прямо в озеро. И все из них в Ладогу и сливается.
Нет, сюда эта дрянь не доходит, она вся на юг плывет и в Неву потом.
- А Вы знаете кто нерпу убил?
- Нет, даже и не видел её.
Друзья, тем временем ушедшие вперед, вернулись за мной и мы направились на песчаный и пустынный пляж. По песчаному уклону мы скатились к воде. Ну, здравствуй, Ладога!
Из прошлогодних шишек организовали костер. Сверху нас надежно прикрывал берег, а впереди мелкими бурунчиками заходилась вода. Через полчаса бурунчики превратились в волны, и с каждым разом все больше и больше набегали они на берег, стараясь захватить как можно больше песка с собой.
Искупаться отважилась только я. Дождавшись набежавшей волны я плюхнулась на дно у берега и волна меня полностью скрыла. Прохладно. Даже очень. Согревшись у костра, омовение повторила.
Дело уже было к вечеру и подул ветер. Стало зябко и мы отправились к нашему оставленному четырехколесному другу.
Кроме рыбака на закрытой территории нам повстречалось несколько местных жителей. Но все ладожские гости тусовались на пляже перед КПП. Кто-то разморенный алкоголем дремал у корней дерева, кто-то отважно выделывал финты на квадрике.
А мы погрузились и отправились дальше по ладожским дорогам.
Карта нам показала несколько озер и направились к ним.
На закате мы выехали к старому глиняному карьеру. Вот это действительно Карьер. Он уже давно заполнился водой и получилось живописное озеро. Даже какая-то старая посудина покачивалась на его поверхности. Рукотворная изрезанная линия берега, одинокий кораблик и свет заъодящего солнца навеяли какую-то ностальгию и захотелось оказаться не в обычной субботней поездке, а в продолжительной экспедиции, где-нибудь на севере России. Где природа и одиночество...
Через 10 минут мы нашли торфяное теплое лесное озеро, а еще через пару минут мы выехали на берег водного простора. Лес окаймлял спокойную лагуну и лишь многочисленные любители отдохнуть с шашлыком на природе вносили некий сумбур в июньскую идиллию. "Купаться строго запрещено", гласили надписи на столбах.
- Оно чем-то заражено? - спросила я у местных жителей, которые совершали вечерний моцион, объезжая окрестности на велосипедах.
- Да нет, мы купаемся. Все здесь нормально. Просто боятся, что люди утонут - вот и повесили табличку, вместо того, чтобы организовать здесь спасательную станцию и сделать хороший вход в воду.
А озеро здесь замечательное. Всего 15 минут езды от Санкт-Петербурга и можно вволю накупаться. И нет здесь гула города и дорожной пыли. По берегу на машине не проехать - разлив и корни деревьев преграждают дорогу. Это и к лучшему. Найдутся же любители устроить гонки вокруг озера, совсем распугают лесных обитателей.
Уставшие, надышавшиеся кислородом и почти засыпающие мы отправились в город. И пусть ленивые говорят, что путешествовать по России скучно. Всего полтора часа от города , но уже приключения, интересные встречи и маленькие открытия.
Друзья, путешествуйте!!!!