Jun 18, 2020 21:10
Школа парк! Сегодня на собрании услышала про эту школу.
Мечтаю что бы все школы были такими по идеологии )
Из фейсбука Школы Парка про :
Alexander Murashev
23 May at 00:34
«Первый шаг к правильному воспитанию - это перестать заниматься воспитанием». Наш разгово с Артемом Соловейчиком - о том, почему нужно позволить детям жить своей жизнью.
И да, эксперимент «как перестать делать замечания» - великолепен:
- Мой отец говорил: если ребенка баловать, позволяя жить по своему разумению, то он проникнется жалостью к детям из строгих семей. Если же ребенка все время прессовать, то он проникнется жалостью к самому себе. Не балованный ребенок становится эгоистом, а тот, которому многое запрещают.
«Повелитель мух» не про абсолютную свободу, а про жизнь после клетки. Когда выходишь на волю после долгого заточения, тебе неизбежно сносит голову.
Дайте ребенку свободу, и это облегчит жизнь не только ему, но и вам. Не нужно будет постоянно стоять над ним и принимать за него решения. Случится поразительная вещь: в ребенке воспитается собственное представление о мире и самоопределение. Если же мы постоянно говорим, ему что делать, поправляем и подглядываем, то ребенок знает, что живет не в своем мире. И привыкает, что ему всегда подскажут.
Мы надеваем ребенку шапку, и он говорит: «Мне жарко». А мы ему в ответ: «Тебе не жарко». Ребенок говорит: «Я наелся», а мы ему в ответ: ты мало съел, еще поешь. Он говорит, что не хочет спать, а мы ему: пора ложиться, завтра тебе рано вставать. Получается, что с самого раннего детства мы отказываем ребенку в праве на собственные ощущения. И он вырастает с установкой, что его чувства ошибочны. С уверенностью, что всегда правы другие, а не он.
Сейчас есть тысячи противоречивых советов и книг по воспитанию. От этого переизбытка информации у нас внутри включается фильтр, и в итоге мы повторяем то, что видели в детстве. Но если я делаю что-то не свойственное себе, то ребенок чувствует манипуляцию. И получается, что первый шаг к правильному воспитанию - это перестать заниматься воспитанием.
Нас контролировали наши родители, нас контролируют на работе, нас контролирует государство, а мы контролируем детей. И это съедает энергию и у ребенка, и у нас. Но есть простое упражнение, которое позволит от этого избавиться. Каждый день мы делаем кучу замечаний детям: «на столе крошки», «комната не убрана», «уроки не сделаны». Попробуйте неделю этих замечаний не делать, а записывать их в смартфон или тетрадку.
После этого вы обнаружите две вещи. Первая: вы хороший человек, потому что замечаний внутри у вас рождается в пять раз больше, чем вы произносите вслух. Второе: есть сферы жизни, в которых мы даем ребенку жить, как он хочет, а есть те, где у нас сплошные замечания. И мы эти миры сами искусственно разделили.
Как, не ругая, изменить в ребенке то, что вам не нравится? Своим собственным примером. Вот вы все время отмечаете, что сын или дочка не читает книг. А потом вдруг понимаете, что за несколько дней вы и сами ни одной книги не открыли.
Корчак писал, что основное право ребенка, которое мы у него отнимаем - это право на смерть. Он имел в виду, что из-за своих страхов мы лишаем детей возможности развиваться и проявлять свою личность. И мы это видим сейчас повсюду.
Что мы обычно делаем, когда переезжаем в новую квартиру? Обустраиваем пространство под себя. Но в образовании настроить что-то для себя нам не дают. Как и дети, учителя живут в разлинованном мире, где слишком много предписаний, указаний, правил.
Мои знакомые открыли в Лос-Анджелесе «Школу молодых гениев». У них нет отбоя от желающих поступить. Потому что во всем мире родители хотят, чтобы учителя вырастили из их детей гениев. Вот только по-настоящему сильные стороны человека не определяются набором профессий или школьными оценками.
Нам кажется, что человек предрасположен влиянию с рождения. На самом деле, мы сами так его воспитываем. Я люблю, когда мои дети куда-то ездят со своими друзьями. Но родители этих друзей мне обычно говорят: «Им же по 15 лет! Стоит им остаться без родителей, и они сразу пойдут вразнос». Потому что у каждого из нас в анамнезе опыт юношества, когда он оставался без родителей и действительно шел вразнос.
Если ребенка подавляли родители, то вне дома ему снова понадобятся папы и мамы. И он выберет их среди подростков. Но если опыта подавления в семье не было, на ребенка не будут влиять другие.
Где-то в 12 лет у детей меняется стиль одежды, стрижка, они начинают по-другому себя чувствовать. Нам надо это пережить, потому что часто те же татуировки ребенок наносит как самозащиту от чего-то неизведанного.
Великие мыслители говорят нам: свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Неправда. Свобода нигде не заканчивается, потому что вместе с ней появляется огромная внутренняя ответственность.
Мне говорят «Вот мы били ребенка по рукам, и он стал великим музыкантом». Знаете, миллионам людей доставалось по рукам, а великим музыкантом стал только один. Потому что у этого человека был мощный талант свободы, который никто не смог загубить.
Как-то я сказал другу, который учился в семинарии: «У вас там наверняка особая жизнь. Никто не ругается, не ссорится, не ворует». Друг ответил: «Почему? Ссорятся, ругаются, воруют. Просто у нас виноват не тот, кто украл, а тот, у кого украли. Значит, было что-то соблазнившее другого на грех». И я понял, что если ты боишься что-то потерять, то это не настоящие ценности. И наоборот: если мы не боимся, что украдут - значит, в этом правда. Вот сейчас я очень хочу, чтобы у меня украли идею свободного воспитания детей.
Я очень хотел бы, чтобы мой ребенок стал Нобелевским лауреатом. Я очень хотел бы, чтобы он стал знаменитым писателем. Но я не хотел бы, чтобы хотя бы на секунду моему ребенку досталась жизнь Достоевского.
Не нам решать, с чем столкнется ребенок за порогом дома. Но мы можем вырастить в нем силу отстаивать свою самость.
Есть одна фраза, которая делит жизнь на «до» и «после»: «Воспитывается не тот, кого любят - а тот, кто любит».