Проблема изучения татарского языка в Татарстане. Взгляд изнутри.

Sep 20, 2017 12:21





Начало нового учебного года в Татарстане ознаменовалось скандалом,  связанным с отказом родителей учеников от изучения татарского языка в  школах. Дело в том, что в первую учебную неделю сентября среди родителей  стала распространяться информация о том, что якобы есть реальная  возможность отказаться от изучения татарского языка. Для этого  необходимо всего лишь написать заявление об отказе в его изучении, а  руководство школ обязано, в исполнении распоряжения президента России Путина В.В., это желание родителей удовлетворить.

Данное  сообщение вызвало в обществе широкий резонанс, и многие родители  действительно стали писать заявления об отказе в изучении татарского  языка. В связи с этим Минобрнауки Татарстана даже выпустило специальное разъяснение.  Кроме того,  Рособрнадзор совместно с Прокуратурой РФ в срок до 30  ноября 2017 г. проведет проверку "добровольности" изучения татарского  языка в школах.

Однако СМИ, на мой взгляд, не  освещают реальной картины сложившейся проблемы. Исходя из того, что мой  ребенок учится в рядовой школе Татарстана, я решил прояснить некоторые  важные аспекты, без учета которых, эту проблему решить вряд ли  получится.



В первую очередь необходимо  отметить, что "дыма без огня не бывает". Дело в том, что эта ситуация  назревала ни сегодня, ни вчера, а на протяжении многих лет существования  республиканского суверенитета. И в течении этих лет проблема  старательно загонялась "под ковер", при том, что с каждым годом она  росла. Именно поэтому информационный вброс с предложением писать отказы  просто сорвал крышку изрядно накипевшего "котла" родительского  негодования и недовольства.

Во-вторых, проблема  перекоса в изучении татарского языка действительно существует, и не так  важно насколько он соответствует федеральному и республиканскому  законодательству, важно то что он ЕСТЬ. Заключается он в том, что  татарский язык, имеющий статус второго государственного, изучается в  Татарстане наравне с основным государственным русским языком. К примеру,  в  младших классах количество часов в неделю уроков татарского языка и  татарской литературы (которая тоже ведется на татарском языке),   варьируется от 4 до 6. Этот объем одинаков для учеников всех  национальностей, есть лишь разделение на русские и татарские подгруппы.  Однако, при всем моем уважении к татарскому, русский язык все-таки более  сложный. А благодаря непрекращающейся деградации российского  образования, количества часов на изучение школьной программы русского  языка не хватает. Соответственно это приводит к необходимости изучать  его в школах дополнительно или обращаться к репетиторам.

Исходя из этого следует третий аспект проблемы:  это стороны "конфликта". В СМИ это, как правило, Минобрнауки РТ и жители  татарской национальности с одной стороны, а с другой это  русскоговорящие граждане, и общественные организации, типа "Общества русской культуры РТ". На самом деле, подавляющее большинство родителей республики, вне зависимости от национальности,  возмущены избыточным количеством уроков татарского языка и нехваткой  часов по другим предметам, которые приходится восполнять дополнительно.  Многие готовы писать заявления об отказе от изучения татарского языка. Я  не проводил соц.исследований, но подавляющее большинство моих знакомых  родителей школьников татарской национальности возмущаются даже больше  русских! Просто потому, что они хотят, чтобы их дети после школы могли  успешно получить высшее образование и устроиться на хорошую работу в  пределах всей России, а не одного Татарстана. Кроме того, качество  учебных программ и преподавания татарского языка в школах таково, что на  выходе из школы в голове выпускников остается всего лишь небольшой  словарный запас татарских слов и выражений, несмотря на большое  количество учебных часов. И родителей ЛЮБЫХ национальностей возмущает то, что на такой результат приходится убивать столько учебного времени.

И  наконец последний, самый важный аспект проблемы состоит в том, что ее  очень  легко повернуть в русло межнационального противостояния. Хотя на  самом деле, никакого притеснения русскоязычного населения здесь нет,  т.к. корень проблемы находится в техническом перекосе в пользу  татарского языка и в качестве его обучения. Кроме того, изучение  татарского языка достаточно полезно, хотя бы потому, что он относится к  тюркской языковой группе, общая численность которой составляет порядка  180 миллионов человек. Так что качественное изучение татарского языка лишь расширит кругозор и языковые возможности наших детей.

Тем  не менее в Татарстане и в соседней Башкирии есть силы, которые пытаются  вывести эту, по сути, техническую проблему в плоскость межнациональной  розни. И если в Башкирии это башкирские псевдонационалисты, то в Татарстане, судя по всему, огонь межнационального противостояния разжигается с русским акцентом.  Поэтому республиканским властям необходимо очень аккуратно и  последовательно подойти к ее решению, избегая крайностей, и учитывая все  вышеуказанные аспекты. Иначе нас ожидает новый всплеск межнационального  противостояния.

Татарстан, диффузно-сепаратиская война, #ятестируюновыйредактор, разрушение образования

Previous post Next post
Up