Начало нового учебного года в Татарстане ознаменовалось скандалом, связанным с отказом родителей учеников от изучения татарского языка в школах. Дело в том, что в первую учебную неделю сентября среди родителей стала распространяться информация о том, что якобы есть реальная возможность отказаться от изучения татарского языка. Для этого необходимо всего лишь написать заявление об отказе в его изучении, а руководство школ обязано, в исполнении
распоряжения президента России Путина В.В., это желание родителей удовлетворить.
Данное сообщение вызвало в обществе широкий резонанс, и многие родители действительно стали писать заявления об отказе в изучении татарского языка. В связи с этим Минобрнауки Татарстана даже выпустило специальное
разъяснение. Кроме того, Рособрнадзор совместно с Прокуратурой РФ в срок до 30 ноября 2017 г. проведет проверку "добровольности" изучения татарского языка в школах.
Однако СМИ, на мой взгляд, не освещают реальной картины сложившейся проблемы. Исходя из того, что мой ребенок учится в рядовой школе Татарстана, я решил прояснить некоторые важные аспекты, без учета которых, эту проблему решить вряд ли получится.
В первую очередь необходимо отметить, что "дыма без огня не бывает". Дело в том, что эта ситуация назревала ни сегодня, ни вчера, а на протяжении многих лет существования республиканского суверенитета. И в течении этих лет проблема старательно загонялась "под ковер", при том, что с каждым годом она росла. Именно поэтому информационный вброс с предложением писать отказы просто сорвал крышку изрядно накипевшего "котла" родительского негодования и недовольства.
Во-вторых, проблема перекоса в изучении татарского языка действительно существует, и не так важно насколько он соответствует федеральному и республиканскому законодательству, важно то что он ЕСТЬ. Заключается он в том, что татарский язык, имеющий статус второго государственного, изучается в Татарстане наравне с основным государственным русским языком. К примеру, в младших классах количество часов в неделю уроков татарского языка и татарской литературы (которая тоже ведется на татарском языке), варьируется от 4 до 6. Этот объем одинаков для учеников всех национальностей, есть лишь разделение на русские и татарские подгруппы. Однако, при всем моем уважении к татарскому, русский язык все-таки более сложный. А благодаря непрекращающейся деградации российского образования, количества часов на изучение школьной программы русского языка не хватает. Соответственно это приводит к необходимости изучать его в школах дополнительно или обращаться к репетиторам.
Исходя из этого следует третий аспект проблемы: это стороны "конфликта". В СМИ это, как правило, Минобрнауки РТ и жители татарской национальности с одной стороны, а с другой это русскоговорящие граждане, и общественные организации, типа
"Общества русской культуры РТ". На самом деле, подавляющее большинство родителей республики, вне зависимости от национальности, возмущены избыточным количеством уроков татарского языка и нехваткой часов по другим предметам, которые приходится восполнять дополнительно. Многие готовы писать заявления об отказе от изучения татарского языка. Я не проводил соц.исследований, но подавляющее большинство моих знакомых родителей школьников татарской национальности возмущаются даже больше русских! Просто потому, что они хотят, чтобы их дети после школы могли успешно получить высшее образование и устроиться на хорошую работу в пределах всей России, а не одного Татарстана. Кроме того, качество учебных программ и преподавания татарского языка в школах таково, что на выходе из школы в голове выпускников остается всего лишь небольшой словарный запас татарских слов и выражений, несмотря на большое количество учебных часов. И родителей ЛЮБЫХ национальностей возмущает то, что на такой результат приходится убивать столько учебного времени.
И наконец последний, самый важный аспект проблемы состоит в том, что ее очень легко повернуть в русло межнационального противостояния. Хотя на самом деле, никакого притеснения русскоязычного населения здесь нет, т.к. корень проблемы находится в техническом перекосе в пользу татарского языка и в качестве его обучения. Кроме того, изучение татарского языка достаточно полезно, хотя бы потому, что он относится к тюркской языковой группе, общая численность которой составляет порядка 180 миллионов человек. Так что качественное изучение татарского языка лишь расширит кругозор и языковые возможности наших детей.
Тем не менее в Татарстане и в соседней Башкирии есть силы, которые пытаются вывести эту, по сути, техническую проблему в плоскость межнациональной розни. И если в Башкирии это
башкирские псевдонационалисты, то в Татарстане, судя по всему, огонь межнационального противостояния разжигается с
русским акцентом. Поэтому республиканским властям необходимо очень аккуратно и последовательно подойти к ее решению, избегая крайностей, и учитывая все вышеуказанные аспекты. Иначе нас ожидает новый всплеск межнационального противостояния.