В современном мире противостояние стран все больше смещается в сферу высоких информационных технологий. Это относится и к вооруженной борьбе, одним из ключевых моментов которой стали радиоэлектронная борьба (РЭБ) и радиоэлектронная разведка (РЭР).
Практически во всех вооруженных конфликтах последнего времени, где имело место противостояние регулярных армий, РЭБ отводилась исключительно важная роль и с совершенствованием ударных и разведывательных систем она будет только возрастать.
До 80-х годов прошлого века РЭБ использовалась лишь как поддержка ударных сил: воздействовала помехами на связь, вводила противника в заблуждение, создавая ложную обстановку на поле боя. Но уже к середине 90-х развитие РЭБ шагнуло далеко вперед. Появились интегрированные комплексы связи, разведки, управления, образцы нелетального электромагнитного оружия. Начала складываться, в первую очередь на Западе, теория "информационной войны", где РЭБ отводилась уже не вспомогательная, а роль самостоятельной компоненты - важнейшей составляющей военного потенциала государства.
В России импульс развития РЭБ получила совсем недавно, после пятидневной грузинской войны в августе 2008 года, когда стало очевидным, что завоевание превосходства в воздухе - это во многом вопрос РЭБ. В то время из-за реформ, проводимых прежним руководством Минобороны, силы РЭБ ВВС были переданы в подчинение ГРУ Генштаба, которое на момент начала боевых действий находилось в стадии переформирования и переезда. Все это привело к тому, что к началу конфликта ВВС оказались практически без сил оперативной радио- и радиотехнической разведки.
Отмечу и тот факт, что Россия применяла системы РЭБ, которые были советского производства. На вооружении Грузии были советские образцы ЗРК
"Бук" и "Тор", которые работали против нашей авиации. При вскрытии их позиций как целей наша авиация испытывала определенные сложности. Это и стало причиной потерь нашей боевой авиации от зенитного огня грузинских подразделений.
В авральном порядке Генштабом были приняты экстренные меры, запрещающие участие в боевых действиях самолетов без обеспечения и прикрытия их средствами РЭБ, после чего потери авиации прекратились.
Долгое время считалось, что российская армия серьезно отстает в развитии РЭБ от США и Европы. Но в последние годы ситуация коренным образом изменилась. С приходом нового военного руководства во главе с Сергеем Шойгу вопрос развития РЭБ сразу был выдвинут на передний план, что абсолютно справедливо, так как сегодня эффект от РЭБ сопоставим с применением новейшего высокоточного оружия, а по некоторым показателям его даже превосходит.
Вопрос развития средств РЭБ не такой простой и имеет свои трудности. Не всегда можно угнаться за потенциальным противником, который постоянно модернизирует свое вооружение, средства радиоэлектронной разведки. Минобороны России старается отслеживать эти моменты, но это очень сложная работа, которая требует для реализации много времени.