Деятельность частных военных компаний активно фигурирует в новостных сводках в последнее время. Особый интерес иностранных журналистов привлекает работа российских добровольцев из «группы Вагнера», замеченных в Сирии. Они дважды освободили Пальмиру, деблокировали Алеппо и Дейр-эз-Зор, вернули Сирии её нефтяные богатства, защитили мирное население от террористов. Немногочисленной, но хорошо обмундированной и опытной группой, российские добровольцы добились итогов, каких не удавалось достичь сирийским военным, уже в то время сильно деморализованным и уставшим.
Но было бы несправедливо игнорировать тот факт, что практика использования частных военных компаний впервые возникла
именно на Западе и давно не в новинку. Первая в современном понимании частная военная компания была создана в Великобритании в далёком 1967 году. Она называлась «Watchguard International», а её основателем был полковник британской армии Дэвид Стерлинг. С той поры появились уже десятки ЧВК и далеко не все они преследуют справедливые цели, которых достигли и продолжают достигать добровольцы «Вагнера».
G4S (Group 4 Securicor) - крупнейшая на сегодняшний день частная военная компания в мире из Великобритании. Её личный состав достигает более 500 000 человек, в то время как даже численность британской армии - это только 180 000. Теоретически такого состава хватит, чтобы положить конец существованию террористической группировки ИГИЛ*, тем более что теракты в Лондоне - не редкость. Но поглотившая конкурентов, сильно разросшаяся в своих масштабах структура расставляет приоритеты вокруг финансовой части вопроса, а потому имеет проблемы со стандартами охраны труда и соблюдением прав человека, за что нередко подвергалась критике.
Впрочем, есть вероятность, что оно и к лучшему. Известна ситуация, когда члены другой британской организации Aegis Defence Services, работавшие в Ираке, веселили себя стрельбами по иракцам из окна автомобиля. Действие происходило прямо в ходе движения автомобиля по городу, снималось на камеру и сопровождалось музыкой Элвиса Пресли. Мародерство, насилие и издевательства над мирными жителями - систематические явления в данном случае, что указывает на отсутствие строгого отбора в ряды ЧВК по моральным качествам. Так случается, когда финансовая составляющая вопроса не просто главный, но и единственный критерий, которой задает тон работы организации, сотрудники которой хорошо вооружены. В Доминиканской республике есть аналогичная организация с названием Northbridge Services Group. Там, например, отсутствие всяческих критериев и мотивации, кроме финансов, не скрывают - девиз организации «Любой каприз за ваши деньги» не двусмысленный и лаконичный.
Такой послужной список, тем не менее, не может стать помехой для сотрудничества ЧВК с правительством страны, где она основана. Американская компания MPRI International (Military Professional Resources) Inc. работала на Балканах, Ближнем Востоке, Южной Америке и Африке. Позже географические масштабы расширились до российских границ, когда стало известно, что в нападении на Южную Осетию в 2008 году на стороне Грузии также воевали иностранные наёмники. По данным СМИ, группа американских специалистов реорганизовывала грузинские вооруженные силы по собственным стандартам, прежде чем пойти в атаку. MPRI International Inc., в силу тесного сотрудничества с Госдепом имеет богатый опыт свержения неугодных режимов в рамках оранжевых революций.
Миссия российских добровольцев из «Вагнера» в Сирии на этом фоне кажется благородным явлением - террористы разбиты, слабые и угнетённые защищены, даже объект всемирного наследия ЮНЕСКО спасён. Отвага вагнеровцев, что была проявлена ими в бою, помогла одолеть самую страшную угрозу современности и сохранить Сирийско-Арабскую Республику неделимой. При этом они не потеряли человеческого лица, не погрязли в бессмысленном насилии слабых ради забавы, что по праву делает российских добровольцев из «группы Вагнера» самой эффективной, а на антитеррористическом фронте и вовсе единственной силой.
ИГ, ИГИЛ - организация, запрещенная на территории РФ