Блокада и эрмитажная коллекция

Jan 19, 2017 18:00





С началом ВОВ основные коллекции были эвакуированы на безопасные территории.
На Урал было вывезено около 2 миллионов экспонатов. То же, что не успели вывезти бережно «законсервировали» на хранение. В Эрмитаже в годы блокады хранились также ценности, вывезенные из пригородных дворцов Ленинграда....




Не все знают, что все необходимые приготовления к эвакуации Эрмитажа были произведены ещё задолго до войны. Специальные по размеру ящики под каждый экспонат с надписями были изготовлены заблаговременно, это позволило сохранить в целости большую часть коллекции музея (подозреваю что такие ящики есть и сейчас).




В Эрмитаже даже в блокадные годы проходили выставки из не эвакуированных экспонатов. По воспоминаниям блокадников именно непрекращающаяся культурная жизнь города спасла многих жителей Ленинграда от гибели, а на территории музея в Висячих садах выращивали картошку...



За годы блокады Эрмитаж сильно пострадал от бомбежек. Были выбиты стёкла, поврежден фасад, от пожаров, затопления, плесени погибли некоторые экспонаты.

В годы блокады главный музей охраняли женщины - сотрудницы музея. Начальник охраны П.Ф. Губчевский вспоминал: "Мое могучее воинство состояло в основном из пожилых женщин пенсионного возраста, включая и семидесятилетних. Не менее трети всегда находилось в больницах: одни оттуда возвращались, других туда отвозили. Стража, которой я командовал, не превышала тридцати старушек. И это была моя гвардия!".



Тридцать старушек не только охраняли помещения, они участвовали в аварийных работах, залезали на крышу музея, обвязавшись веревкой, и латали ее, ликвидировали возникавшие из-за обстрела пожары и тушили зажигательные бомбы!

На же следующий день после официального снятия блокады, сотрудники Эрмитажа начали работать над подготовкой выставки памятников искусства и культуры, "переживших" блокаду в Ленинграде. Для размещения экспозиции после окончания блокады был выбран второй этаж Ламотова павильона. Нужно было очистить от завалов и отреставрировать Павильонный зал, Романовскую и Петровскую галереи и примыкающие к ним лестницы...

       

Все приходилось делать самим эрмитажникам. Приехавший из Еревана академик Орбели с удивлением узнавал в плотниках, стекольщиках и малярах, ремонтировавших залы, своих сотрудников. Люди, никогда не занимавшиеся реставрацией, ухитрились восстановить люстры Павильонного зала, затопленные в подвале. Сами натерли паркеты - полторы тысячи квадратных метров! По понятным идеологическим причинам выставку решили открыть в годовщину революции.

... 8 ноября 1944 года Орбели обходил готовую экспозицию. До открытия оставалось полчаса. Иосиф Абгарович задумался и вдруг велел переставить бронзовый бюст императора Марка Аврелия в самое начало экспозиции.



Зажглись люстры. И первые посетители, поднявшиеся по красным ковровым дорожкам Советской лестницы увидели чудо - экспонаты, сбереженные в тяжелейших условиях блокады. И первым - один новый, только что приобретенный! Табличка, прикрепленная к бюсту Марка Аврелия, гласила: "Найден под откосом около станции Новоселье после крушения взорванного партизанами фашистского поезда с награбленным металлическим ломом. "Оригинал взят у rama909 в Блокада и эрмитажная коллекция
Оригинал взят у pantv в Блокада и эрмитажная коллекцияИнфа (С) интернет

ленинград, эрмитаж, вов, блокада

Previous post Next post
Up