Оригинал взят у
uchitelj в
История ДПИ. Пособие для студентов. Часть 1 Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта
Древнеегипетские гробницы донесли до нас замечательные образцы прикладного искусства.
Сухой климат Африки сохранил прекрасные изделия из дерева и даже образцы тканей.
Египетские цари и придворные знали почти все виды мебели,пользовались изящной посудой
из камня, глины и стекла, носили тончайшие одежды и роскошные украшения.
Мебель
Для изготовления мебели египтяне использовали много разных пород дерева - эбеновое, которое произрастало в долине Нила, сикомор и акацию - тоже местные породы; а вот кедр, кипарис и черное дерево были привозными. Из дерева производили шестислойную фанеру с толщиной каждого слоя 4 мм. Столяры делали филенчато-рамочную вязку, но филенку не вставляли в рамку, а прибивали к ней. Мебель инкрустировали слоновой костью, покрывали листовым золотом, расписывали, иногда покрывали тонким слоем стука, использовали интарсию. Сборка производилась с помощью деревянных гвоздей, шипов, кожаных ремней.
Мебель для сиденья была довольно разнообразной - это всевозможные табуреты, часто низкие, стулья, кресла и скамеечки. Кресла служили тронами фараонам (рис. 1) и поэтому были наиболее роскошны. Часто они изготовлялись из черного дерева и украшались инкрустацией или обшивались листовым золотом. На золотые листы наносился изящный рисунок, инкрустированный цветным стеклом, фаянсом и драгоценными камнями. Кресла имели проножки. Ажурные подлокотники были сделаны в виде священных кобр, цветков папируса и лотоса. Ножки кресел имели форму львиных лап, которые сверху могли увенчиваться львиными головками. Дополнением к креслу служили скамеечки для ног и мягкие подушки или тюфяки. В том же стиле были выполнены носилки для знати.
Рис.1
Популярны были низкие табуреты с крестообразными складными ножками и кожаным сиденьем. Ножки складных стульев и кресел в нижней части могли иметь форму головы водоплавающей птицы(рис. 2).
Табуреты подчас делались сложных форм, например, табурет с вогнутой поверхностью сиденья (рис. 3).
Конструктивная основа табурета (стойки, верхняя обвязка, проножки), в принципе, сохранилась до наших дней.
Корпусная мебель.
Одежду хранили в небольших комодах, инкрустированных или расписанных. Особенно богато украшались ларцы для драгоценностей (рис. 4).
Они изготовлялись из эбенового дерева, инкрустировались золотом, слоновой костью, синим фаянсом и сердоликом. Формы корпусной мебели часто повторяли архитектурные. Например, ковчег для каноп из гробницы Тутанхамона представляет собой шкаф, имеющий форму дворца (рис. 5). Он был сделан из дерева и обит листовым золотом с нанесенным на него изящным рельефом.
Рис. 5
Ложа имели высокое изголовье, украшенное головами животных, их высокие ножки делались в форме звериных лап (рис. 6). Кровать покрывалась циновками из пальмового волокна с нанесенным на них геометрическим орнаментом.
Рис.6
Посуда
Посуда из камня. Из камня - базальта, алебастра, известняка делали сосуды различной, чаще цилиндрической формы (рис. 7). Чаши и кубки из базальта могли быть в форме бочонка, шара, сердца. Реже встречаются сосуды в форме животного или птицы. Почти все сосуды из камня лишены декора, их художественная ценность - красота материала и формы. Поверхность сосудов шлифовалась с помощью цилиндрической трубки, заполненной измельченным кварцем или наждаком, порой многие месяцы. Более сложны по форме и изысканны алебастровые сосуды из гробницы Тутанхамона. В их декоре использованы растительные мотивы. Из алебастра сделаны великолепные крышки каноп в виде головы Тутанхамона.
Рис.7
Посуда и другие изделия из стекла. Самое древнее известное нам стекло относится к третьему тысячелетию до н.э. Расцвет этого ремесла в Древнем Египте приходится на второе-первое тысячелетия до н.э. Стекло широко использовалось в разных видах прикладного искусства. Из него делали бусы, серьги, чаши, ,флаконы, вазы и другие вещи (рис. 8, 9).
Рис.8
Стекло использовалось для инкрустации мебели - в этом случае оно имитировало драгоценный камень, как и в ювелирных украшениях. Стеклодувная трубка еще не была изобретена. Стекло обрабатывалось на стадии вязкого теста, обычно окрашенного в синий цвет [1]. Стеклянная масса сохраняла пластичность очень непродолжительное время. Тесто накладывали на модель несколькими одинаковыми слоями. Для орнамента использовали стеклянные нити разных цветов - нескольких оттенков синего, зеленый, желтый, красный, белый, черный. Изделия катали по хорошо отполированной поверхности, вдавливая нить орнамента в первый слой и добиваясь совершенно гладкой поверхности. Ручки и подставка изготовлялись отдельно и наваривались. Изделие охлаждали, затем дробили и удаляли модель.
Рис.9
Узор из зигзагов или перьев получали, наматывая на корпус сосуда стеклянные нити и оттягивая их крючком через равномерные промежутки. Основание сосуда украшали толстым белым шнуром, спирально обмотанным цветной нитью.
Ткани и одежда
Основным материалом для изготовления одежды в Древнем Египте был лен. Он известен с пятого тысячелетия до н.э. Реже использовали шерсть и коноплю. Ткани были как очень тонкие - 48 уточных и 64 основных нитей на 1 см, так и шпалерные. Тонкие ткани плиссировали, гофрировали. Ткани были яркие, многоцветные, с изображением цветов и животных, например, гиппопотамов, лодок, картушей и др. Из шерсти ткали цветную тесьму, украшенную орнаментом разнообразных рисунков. Ткани украшали вышивкой, сеткой из бус и золотых пластинок. Популярные мотивы для вышивки - пальметки, иероглифы, растительный и анималистический орнаменты. Традиционные цвета - красный, синий, желтый, зеленый, белый.
Основной одеждой мужчины было опоясание из льняного полотна, обернутое вокруг тела и закрепленное на талии. Основной одеждой женщины было узкое платье чаще белого цвета, которое в эпоху Нового Царства украшалось множеством складок (рис. 10). Сделанное из очень тонких тканей, такое платье не скрывало женских форм. И мужская, и женская одежда дополнялась плащами и накидками.
Рис.10
Костюмы фараона, сановников, женщин из их семей и жрецов отличались от одежды простолюдинов не только дорогими тканями, но и большим числом предметов - всевозможными поясами, накидками, шарфиками, разнообразными головными уборами, огромным количеством украшений.
Ювелирное искусство
Ювелирное искусство достигло в Древнем Египте высочайшего уровня. Каждый богатый человек носил множество украшений, которые после его смерти складывали в гробницу. Это были великолепные пекторали (рис. 11), ожерелья, браслеты, кольца, головные уборы и т.д. Все эти украшения носили как женщины, так и мужчины. К чисто женским относились набедренные цепочки, надеваемые молодыми девушками под прозрачное платье, и серьги (мальчики носили их только до девяти лет). Все украшения являлись прежде всего оберегами, поэтому их орнамент состоял исключительно из символов, иероглифов и изображения богов. Для их изготовления использовали высококачественное золото и эмали, драгоценные камни - бирюзу и агат, изумруд и лазурит, сардоникс и яшму. Египетские мастера предвосхитили технику перегородчатой эмали. На сплошную основу из золота наносили золотые перегородки рисунка, между которыми располагались тщательно подогнанные кусочки самоцветов или фаянса.
Рис.11
Кроме украшений в эпоху Нового Царства изготовлялись мелкие изящные предметы туалета - гребни, туалетные ложечки для притираний в виде плывущей девушки, баночки для мазей, зеркала с ручками в виде колонны, изящно украшенные ножи, опахала и многие другие предметы, которые были найдены в гробнице Тутанхамона.
Орнамент
Египетский орнамент имел влияние на орнаментальное искусство всех народов древности. Основным источником вдохновения для египетских художников служила природа. В основу орнамента легли растительные мотивы - лотос, папирус, пальма, виноградная лоза, ветви плодовых деревьев, а также изображение птиц, зверей и рыб. Особенно часто встречаются изображения священных животных - жука-скарабея, грифа, павиана, барана, змеи, коровы и др. (рис. 12).
Так как любое изображение в Древнем Египте имело магическое, символическое значение и несло какую-то информацию, непременным элементом орнамента были иероглифы, особенно знак анх - символ вечной жизни (конечно, не обходилось и без геометрических мотивов). В богатейшем орнаменте Древнего Египта они встречаются в полном объеме: это всевозможные зигзаги, спирали и меандры, круги и розетки, ромбы и квадраты, полосы и точки и т.п. Очень популярны сетчатый и чешуйчатый орнаменты. Для египетского искусства в целом была тенденция к смягчению форм, стремлению избежать прямых углов, округлить изгибы. Цвета были условными, локальными. Как правило, они были связаны с цветом материалов, применяемых в ювелирном искусстве. Особенно популярны были синий - цвет лазурита и бирюзовый, желтый, цвет золота, красная охра, черный, белый, зеленый.