Дом Костей - Батльо

Jun 04, 2012 06:25

Оригинал взят у seaseas в Дом Костей - Батльо



Еще один знаменитый дом Гауди в Барселоне

- Дом Бальо́ (кат. Casa Batlló; иногда транслитерируется в русский как «Батло» или «Батльо», также известен, как «Дом Костей») - жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса по адресу: Пассеч-де-Грасиа (Passeig de Gràcia), 43 в районе Эшампле (кат. Eixample), Барселона и перестроенный архитектором Антони Гауди в 1904-1906 годах.




К нему мы возвращались несколько раз и даже побывали внутри.
Но, сначала история:




Временем появления дома Батло принято считать период с 1904 по 1906 год. Однако работу над созданием постройки нельзя считать строительством здания в обычном понимании этих слов.
Дело в том, что в 1904 году Антонио Гауди получил от барсе донского муниципалитета и лично от дона Хосе Батло Касанаваса заказ на реконструкцию дома, расположенного по улице Пасео де Грасиа. Однако архитектор, руководствуясь собственными, уже выработанными к тому времени художественными принци­пами, по существу, создал новое сооружение. В результате была полностью изменена конструкция внутреннего дворика, фасадов первого этажа и бельэтажа, главного и заднего фасадов, а также внутренняя планировка здания.





В работе по реконструкции дома Батло принимало участие большое количество людей. Среди них необходимо назвать архи­текторов Доминго Суграньеса и Хосе Каналета, мастеров по ин­терьеру Хуана Рубио и Хосе Мариа Хухоля, а также скульпторов Хосе Льимона и Карлоса Мани. Соавторами Гауди стали также принимавшие участие в создании проектов столяры и мебельщики: Какас и Бардес (мастера, изготавливавшие мебель для дома Кальвет), кузнецы братья Вадиа и мастера по керамике из мастерской фирмы «Хухоль и Баусис».




Конструкция внутренних помещений дома Батло была продикто­вана характерным для Барселоны глубинным планом построек, при котором фасад зданий, с двух его сторон зажатых соседними домами, оказывался в два раза меньше, чем его глубина. При этом, как всегда, Гауди было найдено интерес­ное решение: изнутри дом напоминает длинный лабиринт со множеством изгибов.




Симметрия плана здания обеспечивается за счет точных совпадений точек размещения главного входа и выхода с верти­кальной осью, отмеченной лифтовой шахтой. Вместе с тем она многократно нарушается рядом конструкционных элементов.




Как и все произведения Гауди, архитектура дома Батло отлича­ется необыкновенной пластикой. Однако подобная пластичность рисунка дома ни в коей мере не нарушает его пожарной безопас­ности, обеспеченной целой системой двойных выходов и лестниц. В композицию дома Батло автором включены также и много­численные световые дворики. Архитектору удалось их устроить, даже несмотря на то, что ширина здания достигала 14 м. Так, например, один из подобных световых двориков по конструкции является довольно просторной лоджией, размещенной по всей высоте здания и расположенной близко к брандмауэру с правой стороны постройки.







Существует множество толкований символики главного фасада, но, по-видимому, наиболее правильной является интерпретация здания как фигуры гигантского дракона - излюбленого персонажа Гауди, возникающего во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом.




Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.




Кровля, поверхность которой напоминает рельефную спину доисторического животного, выполняет не только декоративную функцию. Она маскирует размещенные под ней водяные баки, перегороженные сводами, имеющими параболический профиль.




Плавно изгибающийся конек кровли дома Батло украшают огромные бусины и цилиндры, сделанные из керамики и раскрашенные в самые разные цвета. Башню, внешняя поверх­ность которой отделана колотым стеклом, венчает луковка, заканчивающаяся крестом. Луковка с крестом предварительно была изготовлена на Мальорке, а затем перевезена в Барселону и водружена на башню. Фактурное и яркое колористическое решение поверхности внешних стен и кровли Гауди применяет по отношению к отделке всего здания дома Батло. На крыше размещено несколько дымовых труб со сложным сечением, стенки которых отделаны кусками битого стекла. А выведенные на крышу трубы системы вентиляции облицованы разноцветными осколками керамиче­ской плитки.




Первоначально было запланировано украсить кровлю стеклян­ными шарами, наполненными раскрашенным различными крас­ками песком. К сожалению, их не удалось сохранить до наших дней, поскольку все они были разрушены во время бомбардиро­вок. Как известно, во время гражданской войны 1936-1939 годов Барселона дважды оказывалась в центре ожесточенных боев.
В целом ее отделка выполнена в том же стиле, что и об­лицовка фасада. Для отделки использовалась керамическая плит­ка (местами - рельефная, местами - гладкая), изготовленная по рисункам самого автора. Облицовка стен и поверхности кровли представляет особен­ный интерес в описываемой архитектурной композиции. Так, для отделки участка стены, находящегося под карнизом, автор использовал керамическую плитку, окрашенную в насыщенный кобальтовый цвет.





Да уж, стоило ехать в Барселону, чтобы увидеть все это своими глазами...
Вот чего, оказывается,  мне не хватило в Саграда - цвета.
Интересно, Гауди планировал покрыть весь собор своими любимыми цветными плиточками?




К этому дому мы приехали рано, и успели попасть внутрь до того, как у входа образовалась очередь.
Так что внутренность этого дома я вам тоже покажу.
В другой раз...



архитектура

Previous post Next post
Up