Греки придумали оргии, а римляне догадались позвать на них женщин. (с)
Казалось бы, серия Assassin’s Creed - одна из наиболее популярных и заметных видеоигровых франшиз, но так вышло, что ни в одну из них я ранее не играл. Да и не поиграл бы, не окажись они в подписочном сервисе PlayStation Plus Extra. И мой выбор пал на Assassin’s Creed Origins. Ну или «Истоки». Что символично.
На «Критиканстве» именно у Истоков самый высокий средний балл среди игр серии, если мы говорим о рецензиях от русскоязычных изданий. И в этом случае 88 баллов выглядят завышенными. На metacritic от прессы стоит более скромный 81 балл. И 7.2 от игроков. Я беру оценки версии для PS4, потому как там и рецензий больше и охват игроков шире. Насколько в данном случае объективны эти цифры, я судить не берусь, но плашка #55 Best PS4 Game of 2017 выглядит слегка издевательской.
Вот и я, особых иллюзий, касательно сабжа, не питал. Я прекрасно понимал, что здесь меня ждет огромнейший открытый мир (фанатом которых я не являюсь) и лютый гринд. И вот теперь уже и я понимаю, что Assassin’s Creed - это, в первую очередь, про воссоздание и реконструкцию эпохи (в данном случае - Древнего Египта). Интерес, к которой, у меня со времен начальной школы подрастерялся. Еще и современная культура не особо стимулирует интерес к данному сеттингу: кроме двух первых «Мумий» Соммерса и фильма про Астерикса и Обеликса, с момента выхода которых прошло уже более двадцати лет, я не вспомню чего-нибудь заметного.
Я же, в свою очередь, скромно надеялся на крепкий сюжет и современную картинку. Но и это не про Assassin’s Creed Origins. Запускаешь игру и вспоминаешь военную историю про Лоуренса Аравийского из Battlefield 1: игра на год старше, но графика там заметно лучше. Да и в целом, Origins явно отстает от той же Horizon Zero Dawn (игры одного года) на пару лет, если мы говорим про качество картинки. Но тем не менее игра выглядит красиво. Особенно здорово выглядят архитектурные сооружения и всевозможные статуи. Я бы отдельно отметил воду и освещение: наверняка же козыри этого движка. Если кто-то подумает, что из биомов у нас здесь только оазисы, да пустыни, смею заметить, что все пустыни по своему уникальны, пусть и не все наполнены контентом. Есть парочка таких, которые вообще без единой активности. Но только там мы сможем увидеть дождь из насекомых. Ну и песчаные бури на месте. Грех не вспомнить про красоты берегов Средиземного Моря, Александрии, ну и конечно же пирамиды. Фоторежим я включал довольно часто. Что любопытно, снимки отображены на общей карте мира и вероятнее всего, в пиковые для онлайна времена, другие игроки могли лайкнуть понравившееся им фото. Какая-никакая, а социальная активность, о которой мне почему-то не рассказали.
Где-то встречал сравнения с третьим Ведьмаком. Наверное еще и из-за кулачных боев и возможности свистом призывать свой транспорт. Ну и по аналогии с Геральтом из Ривии - у нас Байек из Сивы. Но в первую очередь Ведьмак всплывает при обсуждении побочных заданий. И второстепенные задания в Origins, хоть и не сильно уступают основным, но это камень скорее уже в огород основной кампании. Никаких тебе запоминающихся персонажей или хоть немного увлекательных историй. Сплошной бег по маркеру. Простой пример: от нас требуется найти и убить одного из пяти жрецов. Известно его местоположение (Великий Храм Птаха) и особые приметы: маска Анубиса, синий шарф и сильный кашль. Мы смотрим на карту, ищем и отмечаем на ней этот храм? Нет, мы бежим по меткам, которыми уже подсвечены эти пять жрецов. Но это задание из основной кампании. В побочном же задании мы бы бежали в лагерь, где от нас требовалось бы открыть клетку и вывести/вынести пленника за территорию этого самого лагеря. Наверное две трети всех заданий - это моб с меткой в лагере (которого надо ликвидировать) или же пленник в клетке… Пролог решили не выделять, а когда я уже смирился с мыслью, что пролога в игре нет, я увидел заветные Assassin’s Creed Origins. Основная история завлекает лишь эпизодами: миссия в бане, где Байек теряет палец, впервые заюзав скрытый клинок; миссия за Айю, где мы прыгаем по мачтам, а после взбираемся на Александрийский Маяк; погоня от слона на колеснице в компании Цезаря; босс-файт со змеей. Ну и прикольно обыграли момент с Клеопатрой, которую мы, завернутую в ковер, тайно проносим во дворец. Другими словами, пылесосить карту от вопросительных знаков увлекательнее, чем от восклицательных.
Ну, привет, Хлоя Фрейзер.
Про монетизацию. Да, на стартовом меню сразу четыре плашки ведут в магазин, еще две в Ubisoft club (внутриигровые награды). Но зато аж три слота под новую игру, чего в некоторых играх не хватает. Ну и в самой игре, есть персонаж, который торгует лутбоксами. Но необходимости что-то покупать я не ощутил. Скорее наоборот: мне надарили кучу всего (много всякого редкого, шесть костюмов, легендарный лук…), но я даже не стал забирать. Например, самый большой набор в магазине с местной валютой - 20000 драхм + бонус 4000. Я закончил игру имея 65 тысяч драхм. При том, что деньги нужны лишь для подгонки уровня оружия под уровень игрока. Всё. Ресурсы нужны лишь в первой половине игры, пока еще есть, что прокачивать (скрытый клинок, колчан для стрел, нагрудник…). Далее все ресурсы - продаются или же лежат мертвым грузом в инвентаре. Никакого ограничения по весу, как в Ведьмаке - нет. Поэтому претензии к монетизации - безосновательны.
Зато есть претензия к уровню сложности. Я наивно полагал, что он на что-то влияет, а потому выбрал «высокий». Понадеялся на адекватную реакцию от противников и более требовательный стелс. Но враг даже на этом уровне сложности лениво реагирует на моего меджая и уж больно не торопится поднимать тревогу. А вызов Сены? Наша орлица подсветила врагов и теперь мы видим их даже сквозь стены. Оказуалили до безобразия. Про прятки в высокой траве любят шутить, когда речь заходит о стелсе в играх от Naughty Dog. Здесь же трава может и не такая высокая, но враг, который находится на этаж выше, нас все равно в ней не увидит. Возможность переносить тела с места на место, прикручена скорее для квестов, чем для стелса. Так как противник даже после обнаружения тела союзника, может уложиться спать. Почему-то нельзя переносить раненых врагов, поэтому если уж вам и захотелось замести следы, врага нужно сперва добить. Ну а самый эффективный способ зачистки аванпостов - лук «Хищник». Тот который от первого лица. Легендарную версию, которого я получил уже ближе к концу. Предположу, что сложность влияет лишь на те места, где нет привязки к уровню: морские сражения (не будь их в Истоках - игра ничего бы не потеряла), заезды на колесницах (кстати, в Древнем Египте не было гонок на колесницах) и миссии за Айю. В остальном же игра вообще не бросает вызов игроку. Сложно будет только против филакитов (всего их десять), слонов и богов, но с ними вы встречаемся, когда наш уровень уже близится к максимальному (40). За филаков дают классный черный костюм, в котором я доигрывал игру. Битвы со слонами - это вообще, чуть ли не лучшее, что есть в игре. Но с горем пополам победив одного, вырабатывается тактика, которая не дает сбоев на трех остальных. Сюжетного я победил уже с первой попытки. Именно в этих поединках, пришлось опробовать боевой лук (стреляет сразу залпом из пяти стрел и быстро заполняет шкалу ярости). Ну а боги - опциональные боссы для фарма. Ну и босс-файт с Септимием, на который ушло три попытки. Я не беру во внимание моменты, когда мобы много выше нас по уровню, потому что такие встречаются только в первой половине игры и комфортному прохождению не препятствуют - они практически неубиваемы, а значит к ним мы не идем. Тем более, что есть режим подгонки врагов по уровню (был добавлен в одном из дополнений), но я решил пойти тем путем, с которым столкнулись игроки на релизе. Не дает челленджа и паркур. Не зря его называют «однокнопочный». Зажали крестик и выбираем направление. Не сказал бы, что это плохо. То, что залезть можно практически по любой стене - скорее плюс, но как же мне теперь играть в Horizon?
Про боевку. Имеем, казалось бы, стандартный набор из соулсов: захват цели, сильный/слабый удар, уворот, парирование. Нет шкалы выносливости, но нет и быстрого бега. Но к боевке я привыкал неприлично долго. Я привык, что захват цели работает, как привязка. «Привязались» и мы повернуты лицом к оппоненту, а передвигаемся полубоком. В Истоках же, захватив цель, можно свободно перемещаться по аренке. Даже спиной к цели. А в более привычное «боевое» состояние, Байек переходит лишь подняв щит. Опять же нет кувырка (точнее он есть, но на практике неприменим), а то есть и кадров неуязвимости. Даже во время яростного удара, мы можем получить урон. Против «циферок из врагов» не имею ничего против (они так-то есть и в соулсах). «Вознаграждением» от удачных парирований я не удовлетворен (множитель к следующему удару вместо заветного рипоста). Но в целом боевка ощущается неплохо, анимации сделаны терпимо. Напрягает конечно чересчур длительные анимации сильного удара, но и к этому привыкаешь. Поединок, где я поймал себя на «прямо как в соулс», всего один - на гладиаторской арене с Виридовиксом (один из двух галльских братьев, тот который Обеликс с косой). Все же прекрасная идея дать возможность носить с собой сразу два лука. В любой момент можно перейти в снаряжение и выбрать необходимое тебе оружие, но в случае с луками - о вас подумали заранее. А вот невозможность быстро переключаться между инструментами в бою (а их все три), то, из-за чего я к концу игры уже и не помнил, что в игре есть бомбы.
Не понравилось. Сотни кувшинов и сундуков с бесполезным лутом. Экономия на анимациях. Можно возразить, что отсутствие анимаций в первую очередь экономит время игрока, но в том же Horizon Zero Dawn, где анимации открывания сундуков на месте, скорость сбора лута такая же. Но радует, что можно подобрать предмет, не слезая с лошади/верблюда. А еще сэкономили на анимациях открывания дверей. То есть, если квест приведет нас в чей-то дом - дверь уже будет открыта. Ну и не позор ли для игры класса ААА, когда взбираясь по лестнице, мы проходим сквозь врага, оказавшегося выше нас на той же лестнице?
Гробницы. С одной стороны, гробницы - единственная часть игры, где имеется что-то похожее на исследование (ну и еще папирусы). Мы пробираемся с зажженным факелом по темным коридорам, но из врагов здесь только змеи, никаких ловушек, а квесты сводятся либо к лифтам на противовесах, либо к прокладыванию луча света с помощью зеркал. Ну и поиск проходов. Маловато, как для такой большой игры.
Есть маленькое замечание к управлению. На треугольник назначено два действия: взаимодействие с объектом и дымовая завеса. Захотели подобрать стрелы в бою - выпустили дым. Чем плохо отсутствие спринта? Тем, что после обнаружения игрока врагами, чтобы совершить побег, необходимо отжимать приседание. На одно неочевидное действие больше. И жалко, что не добавили возможность запрыгивать на своего верблюда прыжком сверху.
Что понравилось. Конечно же флора и фауна. Всегда люблю животных в играх, а тут их еще и много. Есть возможность приручать хищников (мною опробовано только на львах). Забавно, что урон по домашней живности не проходит, но те же кошки (объекты поклонения у древних египтян) - постоянно сбегаются на яд и таким образом таки помирают. В одной из сцен Айя бреет Байека. Я смене внешности главного героя не обрадовался, но в снаряжении можно вернуть бороду и прическу на место. Оружие не ломается. Избавили нас от еще одной лишней активности. Спасибо, что не добавили в игру сбор травок и кустиков и особая благодарность за то, что стрелы не нужно крафтить. Получается, что крафта вообще в игре нет. Отдельно отмечу интерфейс. Он очень удобный и приятный. Интуитивно понятное дерево прокачки навыков, возможность разбирать ненужное оружие прямо в инвентаре, просмотр заданий. Тут же сразу и все улучшения за исключением повышения уровня оружия, который у кузнецов. Вопросов вообще никаких. Разве что к карте можно было прикрутить какой-нибудь счетчик выполненного в регионах. Прикольно, что когда оказываешься далеко от берега, к тебе обязательно кто-то подплывет на фелуке.То есть избавит от изнурительно долгих заплывов. Есть забавные фишки. Например, голос главного героя в шлеме будет глухим. А в накидке на лицо, мне вообще приходилось делать звук громче. Или когда герой пробирается через расщелину в скале, мы слышим скрежет металла (щита) о камень. Ненавязчивые галлюцинации, которые сопровождают нас в поездках по пустыням. Мой первый прыжок веры. Поведение огня. Один персонаж, в рамках своего квеста, попросил меня вернуть ему его фелуку, желательно в целости и сохранности, но я неудачно припарковал ее у причала и… она сгорела. Есть забавный баг с факелом, когда нажатием на R2, мы его бросаем и тут же можем достать новый. В одной из пирамид я даже пытался использовать факелы по аналогии с радужными камешками из Dark Souls 3, но огонь через какое-то время гаснет. Приятным сюрпризом был квест с гробницей, за проникновение в которую, игра вознаграждает легендарными мечом и щитом из Final Fantasy. А еще Чокобо. А нашел я все это практически в самом начале своего приключения, а потому, понимаю, что верблюд - это аутентично и самобытно, но Чокобо - моему глазу милее. Понравился поиск сокровищ по описанию. Я про папирусы. Папирусы и битвы со слонами - лучшее, что есть в игре. Похвалил бы игру за те самые аванпосты. Не за их количество конечно. Но они-то как раз сделаны здорово, от небольших палаточных лагерей до огромных фортов: несколько точек незаметного проникновения, возможность выпускать хищных зверей или мятежников из клеток дальним выстрелом, ну то есть вроде и однообразно, а вроде и постарались, чтоб игрок не заскучал. А гринд? Ну, например, я шел на платиновый трофей. Стало быть мотивацией себя обеспечил. Часов на девяносто. Как оно, если бежать строго по сюжету, не скажу, но в моем случае концентрация событий - крайне низкая. Замечу только, что основная кампания - это от силы треть карты, остальное - на откуп игроку.
Что же такое Assassin’s Creed Origins? Игра для тех, кто любит зачищать карту от вопросительных знаков. Игра, где враги соизмеримого вашему уровня не представляют особой опасности даже на высоком уровне сложности. Игра, которая заточена не на то, чтобы дарить эмоции, а на то, чтобы их притуплять. Плохой я ее назвать не могу (в топах с худшими играми ей точно не место), но и играть в следующие части желания не прибавилось. Пусть это будет просто не мое и 65 баллов из 100 от меня же, как напоминание самому себе.