«А воздух какой! Аж голова кружится! Никогда таких запахов не слышал… Таким недельку подышать - не только Аня вылечится, у Полковника ноги отрастут!»
Я приятно удивлен. Ждал чего-то, пусть и заметного (в рамках сеттинга), но проходного, а получил действительно классную игру. Не из тех, где «эмоции на кончиках пальцев», но где-то рядом. При том, что я не играл в более ранние Metro, Глуховского не читал и с другими играми студии не знаком.
Metro Exodus встречает игрока классной заставкой, колоритным вступлением к прологу, а концентрация событий в первые час-два игры - на довольно высоком уровне. Не особо люблю кат-сцены от первого лица из-за ощущения, что каждая такая сцена - будто затянувшаяся анимация какого-либо действия главного героя, где ты ждешь квик тайм ивентов, но на экране никаких команд не появляется. Немного пугаешься графике. Дым красивый, но статичный. Огонь пиксельный, будто из слайдов. Ну версия для PlayStation4 она такая. А еще я не фанат шутеров от первого лица, но Metro Exodus я бы определил не к шутерам, а скорее к immersive sim. Почему-то приходится привыкать к тому, что оружие не перезаряжается автоматически. Почему-то вступаешь в перестрелку, когда можно затаиться и переждать… а эти гиммики, когда команд много больше, чем кнопок на геймпаде. Например, специальная кнопка под протирание очков противогаза. Или зарядка фонарика динамо-машинкой. Или подкачка воздуха в тихаре (пневматической винтовке). А еще ж и комбинация кнопок для зажигалки. Ну и на руке у Артема: компас, счетчик Гейгера, таймер действия фильтра, часы…
На уровне на Волге, обшаривая заброшенные избушки, ловлю себя на мысли, что это же прям The Last of Us от первого лица. Отрывисто конечно, но сходств, действительно, хватает. Крафт из рюкзака, стелс, напарники, несколько времен года, лодка, гитара, аудиозаписи. Не хватает разве что поиска паролей к сейфам… Как и The Last of Us, Metro Exodus - это роад муви в антураже постапока. В случае с Exodus - совкового. Не играл в более ранние игры серии, а потому не подкован здешним лором, но судя по всему жизнь в мире Метро остановилась не в 2013 году, а в конце 80-х: в домах стоят радиоприемники и ламповые телевизоры, кругом ковры, а на улицах «припаркованы» отечественные автомобили. Забавно, что в The Last of Us вспышка кордицепса датирована тем же 2013 годом, но в мире игры в заброшенных квартирах стоят плазмы с подключенными к ним PlayStation 3.
Если говорить про большие локации, Волга, хоть и меньше, но генерирует куда больше интересных ситуаций, чем Каспий, где половина точек интереса - гнезда демонов и норы землероек. Точки интереса отмечаются биноклем и об этом я узнал только на Каспие. На Волге же побочные задания мы получаем в диалогах. Даже если не пообщаться с квестодателями, знак вопроса на карте рано или поздно загорится. Если мы разминулись со Степаном, который просит найти ему гитару, просьбу о гитаре для Степана озвучат другие члены команды. А если скипнуть диалог с Настей до того, как она попросит нас найти ей мишку, Степан свяжется с нами по рации с этой просьбой, за что получит нагоняй от Мельника за «концерт по заявкам» на рабочей частоте. Но пару занятных сценок при первом прохождении на Волге я все же пропустил. Не увидел, как местные электроборцы одолели шаровую молнию. Не убил царь-рыбу. И про внимание к деталям. На Волге мы видим воду. Не фонтан, мутная, непонятного цвета, вся в каких-то разводах. А потом находим самолет, а в нем такой полезный компас. И записку, в которых объясняется почему вода такая (вытекшее из самолета топливо), что за лагерь и откуда тропа от него в сторону деревни... Каспий же - филиал «Безумного Макса» в Metro Exodus: отсутствие воды и растительности, корабли посреди пустыни и нефтяные скважины, песчаные бури. Когда же мы садимся в буханку, на местной радиоволне слышим обращения главного антагониста локации: «Всем слушать! Барон, говорить будет!». Но визуально больше остальных понравилась тайга: «Лесной воздух и чистая вода». Где, доставая арбалетный болт из убитого нами волка, Артем вытирает кровь о рукав. Где взрослые дети 30+ поделились на пионеров и пиратов и играют в казаки-разбойники. Где за лутом мы лезем в домик на дереве... Ямантао остался незамеченным, а последняя глава в Новосибе, напомнила почему я не люблю, когда герои игр ловят бэд-трипы.
Играл я на уровне сложности «нормально». Не могу назвать игру сложной, но в этой игре главная сложность - стрельба с геймпада. Оружие здорово оформлено: визуальная часть, отдача, звук, анимация и даже вес. Но стрелять мне было сложно. Игра требует чистить оружие, да и с регистрацией выстрелов что-то не так. У меня проблем с аптечками, патронами и фильтрами для противогаза не было. При том, что ресурсов всегда было мало, но такого, чтобы у меня на каком-то отрезке не осталось аптечек, не было ни разу. То же и с фильтрами. У нас всю игру есть фильтры с запасом на четыре-пять минут, а в конце, когда он наконец жизненно необходим, фильтры сами нас находят на каждом шагу. А шарики для тихаря, можно крафтить в любое время и стоят они всего-ничего. Еще и ножи с арбалетными болтами можно использовать повторно. Все это заметно упрощает игру. Так что, если кто будет играть на РС (то есть заимеет возможность стрелять с помощью мыши), то ставьте «рейнджер хардкор», который еще и без интерфейса. Проблем быть не должно.
Нет прокачки персонажа, но если говорить о прогрессии, то в Metro Exodus она измеряется не в циферках. Несколько десятков модификаций, где каждую в любой момент можно снять с одной пушки и переставить на другую. Так, подготовка к заданию, кроме крафта аптечек, превращается еще и в конструктор. Такое оружие выглядит максимально кустарно, но это тот случай, когда высокой оценки заслуживает работа художников. Ну и собственно сама «Аврора» разрастается. На Волге к локомотиву добавляется дрезина и вагон-купе, чуть позже еще два вагона, один из которых с топливом, а в финале игры еще и снегоочиститель. И все модельки выполнены с каким-то неподдельным фанатизмом. Я бы назвал это визитной карточкой игры. Пополняется «Аврора» и новыми пассажирами: медсестра Катя с дочкой Настей, механик Крест, сын полковника Кирилл. Для полного счастья к финалу игру не хватает разве что собаки, хотя за живность сойдут зайцы в клетках.
Слышал, что ругают стелс и ии врагов. Стелс, как стелс. На руке Артема индикатор, который загорается в зависимости от того, падает на нас свет или нет. То есть когда в темноте он гаснет, нас не видят. Особенно здорово играть в темном помещении, когда об этом же сигнализирует фонарик на дуалшоке, меняя свою яркость. То есть, если решили не убивать врагов - ждем наступления темноты (или перематываем время на спальнике). Помимо фонарика, задействован и динамик дуалшока. К нему «прикручен» счетчик Гейгера и сигнал о замене фильтра.
Я вышел на хорошую концовку, где из всех членов «Авроры», мы потеряли только Дамира, который остался на Каспие с Гюль. После просмотра хорошей, альтернативная концовка легко предугадывается. Настолько, что нет нужды перепроверять свои догадки. Как предугадывается и болезнь Ани *здесь должна быть шутка про кашель Артура Моргана*.
Главная претензия к Metro Exodus от отечественного игрожура - отсутствие голоса у главного героя. Это скорее что-то вирусное, потому как не помню, чтобы в других играх, немым главным героям ставили это в укор. Не проговаривают, что Артем - это еще и рассказчик, ведь от его лица (и его голосом) звучит текст на загрузочных экранах. Не удивляются, что лица Артема за всю игру нам не показали ни разу. Но в целом прием у игры был теплый. На Критиканстве, например, из 33 рецензий - 32 положительные. Желтая всего одна, от тех, кто не простил Deep Silver (издателю) эксклюзивного релиза в Epic Games Store, а 4A Games - трофей «Декоммунизация» и всячески призывали не покупать игру. Кстати, в Steam у Metro Exodus, обзоры с пометкой «очень положительные». Я бы остановился на 9 баллов из 10.
- Смотри, улыбается… Во сне улыбается! Кажется, говорит что-то.
- У него жар. Под сорок два… Бредит…