Оригинал взят у
nord_ursus в
Миасс. Старый городГород Миасс - южно-уральский город с населением 150 тысяч человек, город областного подчинения Челябинской области, названный по одноимённой реке, возник в 1773 году как рабочий посёлок при медеплавильном заводе, основанном купцом И. Лугининым. В 1787 году купец передал завод своим племянникам, которые в 1798 году продали его в государственную казну. Через полвека завод был закрыт в связи с тем, что переработка меди прекратилась, и содержание завода стало убыточным. Однако экономическое развитие молодого города не остановилось. В первой половине XIX века в долине реки Миасс было открыто большое количество месторождений золота, в связи с чем город Миасс до сих пор называют "Город в Золотой долине". По состоянию на 1836 год в долине разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи. До начала XX века именно добыча золота являлась основным градообразующим фактором в Миассе.
В 1890-е годы свой вклад в развитие Миасса вложила прошедшая через город Транссибирская магистраль. Дорога была проложена к северу от города. Станция Миасс была открыта в 1892 году, а в 1903 году через неё прошёл поезд Санкт-Петербург - Москва - Владивосток. Вокзал уникален по своей архитектуре: его стены отделаны миаскитом - камнем, единственное месторождение которого находилось в долине реки Миасс. Также интересной деталью является табличка с названием станции дореволюционной орфографией. Она не аутентична, но является копией.
Между прочим, сейчас этот вокзал имеет уже второстепенное значение. Так как в 1970-е годы на километр к западу был построен и открыт новый вокзал, получивший наименование "Миасс-1". Старый вокзал теперь используется как сортировочная станция и остановка электричек. Впрочем, и исторический ход Транссиба, проходящий через Южный Урал, утратил главенствующее значение. Километраж магистрали теперь идёт через Ярославль, Киров, Пермь, Екатеринбург и далее, а большая часть поездов от Москвы идёт через Нижний Новгород и Казань. Маршрут "Москва - Рязань - Самара - Уфа - Челябинск - Курган - Омск" теперь стал второстепенным, и ходят по нему, во-первых, грузовые поезда (по поим наблюдениям, на данном участке ходит примерно по пять пар грузовых поездов в час), во-вторых, поезда из Сибири на южные курорты. И этой своего рода "нерентабельности" южного Транссиба есть довольно простое объяснение, - участок Курган-Омск проходит через Казахстан, конкретно - через город Петропавловск. И четырёхкратная стоянка на таможне создаёт значительные неудобства, которых не было во времена СССР и Российской империи.
В прошлом году я написал
пост про центральную часть Миасса. Здесь нужно упомянуть, что новой вехой в истории Города в Золотой долине стала эвакуация в 1941 году из Москвы завода ЗиС (завод имени Сталина), который здесь получил название УралЗиС. 8 июля 1944 года с конвеера сошёл первый грузовик ЗиС (ныне это завод УралАЗ, выпускающий грузовики "Урал"), тогда же началось строительство нового района города - нынешнего центра (район Автозавода), а затем и Машгородка. Так как город расположен в долине между горами, он получился вытянутым в длину примерно на двадцать километров. При этом ширина его редко где превышает 2 километра. И особенно интересен тот факт, что до середины XX века весь город Миасс находился к югу от железной дороги. Теперь же основная часть города находится к северу от неё, а с южной стороны остался только Старый город - теперь уже совсем небольшая часть Миасса и, надо сказать, не самая благоустроенная.
Вообще-то запечатлённый на заглавном кадре старый вокзал, географически не входит в состав Старого города, но исторически относится именно к нему.
2. На окраине Старого города находится Троицкая церковь, построенная в 1889 году на средства уральских купцов.
3. В жилой застройке преобладает частный сектор. Много дореволюционных домов с резными наличниками. Встречаются и каменные купеческие дома. Притом весьма своеобразные.
4.
5. Резные ворота с медведями:
6.
7. Встречаются элементы модерна. Этот дом, судя по всему, начала XX века.
8.
9. Дома доходят до горного склона.
10. А этот двухэтажный дом - наполовину кирпичный, наполовину деревянный.
11. Наличники довольно интересные:
12. Необычное здание. С применением изразцов в отделке:
13. Такие двухэтажные дома - в какой-то мере классическая для уездных городов архитектура.
14. Миасский Ленин. Кстати, в центральной части Ленина нет. Ну только возле входа в Ильменский заповедник.
15. Рядом находится инструментальный завод, основанный в 1915 году как напилочный. Нынешнее здание, по-видимому, сталинское.
16. А в проходной завода стоит ещё один памятник Ленину, с весьма нетривиальной надписью. В своём роде уникальная и курьёзная история этого памятника рассказана ниже.
Думаю, что даже само значение слова "насекальщик" знают далеко не все. Это рабочий, изготовляющий насечку на напильниках. А Ленин тут вот при чём. 1 мая 1923 года на собрании рабочих завода предсдеатель профкома А. В. Жданов, видимо, чтобы придать заводу некую значимость, предложил зачислить Ленина в штат рабочих завода на должность насекальщика и избрать почётным членом заводского коллектива. Предложение нашло положительный отклик у рабочих, и совет постановил: "Дорогого нашего вождя Владимира Ильича Ленина зачислить почётным насекальщиком напилочного завода, жалованье его употребить на культработу завкома". Таким образом, вождь был официально зачислен в штат работников завода, от имени коллектива ему лично была отправлена телеграмма. На заводе было оборудовано и рабочее место для Ильича, а также действовало соревнование за право на нём работать. Памятник был установлен в январе 1924 года, а в штате работников завода вождь числился вплоть до 1991 года.
Такая довольно анекдотичная история. Впрочем, на мой взгляд, особого комизма добавляет и само звучание словосочетания "почётный насекальщик", и, уж тем более, применительно к Ленину. Поэтому при первом взгляде этот памятник вызывает недоумение одновременно со смехом. Ленин умер, а дело его живёт!
17. Другие дома Старого города:
18.
19. А ещё в Старом городе есть мечеть. Само здание мечети, видимо, небольшое, - я увидел только минарет.
20. Ещё одна достопримечательность Старого Миасса, притом современная, - это старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1990-е годы. Вообще, купеческая старообрядческая община здесь существовала ещё в XIX веке. В 1890-е годы они построили каменную церковь, которую при советской власти закрыли, а затем снесли.
21. Ну и, наконец, один природный пейзаж. Это река Миасс, которая в этом месте перекрыта плотиной. На заднем плане видны горы. Фото сделано во время дождя.
Таков он - город в Золотой долине. Кстати, надо сказать, что Миасс довольно часто незаслуженно игнорируется блогерами-путешественниками. Я, по-видимому, первый человек, написавший довольно содержательный отчёт про этот город. Есть также ещё прошлогодний
пост про центральную часть города.