3 июля
Тому Крузу исполнилось 60 лет. За последнее двадцатилетие актер много раз рисковал жизнью, выполняя опаснейшие трюки на съемках экшен-франшизы о спецагенте Итане Ханте. С каждым новым фильмом серии Круз поднимает ставки - как продюсер придумывает все более опасные и рискованные трюки, а как актер с большим удовольствием самостоятельно их выполняет. Рассказываем о самых зрелищных и опасных подвигах Круза за всю историю шпионской кинофраншизы
«Миссия невыполнима».
16+
Photo by Murray Close/Getty Images
Том Круз балансирует в воздухе
Первая
«Миссия» не только заложила фундамент для успешной франшизы о спецагенте Итане Ханте, но и открыла для Тома Круза мир экстрима и опасностей. Конечно, в контексте трюкачества и экшена первая часть сильно уступает последующим, но тем не менее уже тогда Круз начал экспериментировать со своим телом и его возможностями. Начнем с самого, на первый взгляд, простого трюка. Круз, веревка, акробатика - это комбо зрители будут наблюдать в течение всей киносерии, начиная с эпизода ограбления штаба ЦРУ в первой части. Итан Хант должен проникнуть в надежно охраняемый бункер с продвинутой системой безопасности. Во время выполнения задания касаться пола нельзя ни в коем случае, иначе сработает сигнализация, а значит, единственный вариант - спуститься сверху. План надежный, как швейцарские часы: агент привязан к тросу, а напарник медленно его опускает. Естественно, без сучка и задоринки миссия пройти не может - неожиданно веревка выскальзывает из рук страхующего коллеги. Герой стремительно летит лицом вниз, благо вовремя приземляется в сантиметре от пола с вытянутыми в стороны конечностями.
Кадр из фильма «Миссия невыполнима», реж. Брайан Де Пальма, 1996
Казалось бы, а что тут сложного - веревку привязали, люди сверху контролируют процесс, самому ничего особо делать не надо. Но висеть вниз головой на протяжении нескольких дублей и уж тем более сохранить баланс при падении не так-то просто, как может показаться на первый взгляд. Не говоря уже о том, что при таком резком снижении есть риск получить травму. Круз дубли подряд бился об пол, пока не догадался сбалансировать вес с помощью горы монеток в ботинках. Как ярый сторонник реалистичности, актер может собой гордиться - вздувшиеся сосуды на голове и лице выглядят весьма красноречиво. В следующих частях этот акробатический трюк с падением к земле неоднократно обыгрывался и стал визитной карточкой всей серии.
Том Круз занимается скальным альпинизмом
Кадр из фильма «Миссия невыполнима 2», реж. Джон Ву, 2000
Играть по-крупному Круз начал уже со
второй части франшизы о спецагенте Ханте. В начале фильма актер эффектно карабкается по настоящей отвесной скале, высота которой составляет порядка 600 метров. Масштабы кадра захватывают дух - сложно поверить, что исполнителю главной роли вообще разрешили рисковать жизнью и судьбой проекта. Кто же знал, что это было только началом серии безумных выходок Круза. Разумеется, альпинистская страховка всё же была - в картине мы ее не видим, потому что трос «замазали» на постпродакшене. Тем не менее смелость главного голливудского актера-трюкача впечатляет. Момент с неудачным прыжком с одного выступа на другой и последующим скольжением с обрыва сделали профессионалы, но всё остальное, включая знаменитое «распятие» - заслуга звезды.
Том Круз останавливает нож в миллиметре от глаза
Кадр из фильма «Миссия невыполнима 2», реж. Джон Ву, 2000
После эпичной гонки на мотоциклах в финале второй части «Миссии» между Хантом и главным злодеем начинается опасная драка на песке. Кулаками дело не ограничивается - противник достает нож и начинает наносить опасные удары. В какой-то момент Итан падает на спину и едва не лишается глаза, останавливая нож в нескольких миллиметрах от роговицы. Вот и представьте, насколько надо быть оголтелым, чтобы согласиться снимать сцену с реальным ножом и подставлять под острие свой зрачок (вряд ли у Тома есть запасной). Снимали сцену так: к рукоятке ножа прикрепили трос и заранее рассчитали его длину таким образом, чтобы после замаха он останавливался в паре миллиметров от цели. Крупные планы эпизода впечатляют, но стоило ли рисковать зрением ради убедительной картинки, когда на монтаже можно было наложить один кадр на другой? Впрочем, ложиться под нож Круза никто не заставлял - просто он хотел быть максимально правдоподобным, даже если это стоило бы ему глаза.
Том Круз прокатывается под колесами бензовоза
Кадр из фильма «Миссия невыполнима 3», реж. Джей Джей Абрамс, 2006
В
третьей части спецагент Хант отправляется на задание в Шанхай. Там он прыгает с небоскреба, но из-за недостаточной высоты у него возникают трудности с парашютом. Круз действительно исполнил трюк сам, но сцену снимали на зеленом фоне в студии и со страховкой, поэтому с точки зрения риска и опасности она не столь примечательна. А вот то, что было сразу после, уже интереснее. После неудачного приземления Хант падает на проезжую часть и видит, как на него несется огромный бензовоз в заносе. Актер реально лежал на дороге, а прямо над ним протащили огромную фуру с прицепом - и это без дублера и компьютерной графики. Дальше - больше. Героя подхватывают коллеги на кроссовере, и вместе отряд пытается оторваться от разъяренных шанхайских охранников. По сценарию Круз должен был свеситься с пассажирского кресла наружу и отстреливаться от преследователей в нескольких сантиметрах от асфальта. И снова никакого дублера-каскадера, визуальных эффектов и хитростей со статичными платформами. Погоню снимали прямо на дороге - один лежачий полицейский, и всё могло закончиться плачевно. Камера ехала прямо за машиной и снимала лицо актера, чтобы зрители не сомневались - это действительно любимый всеми Том.
Том Круз бегает по фасаду сверхвысотного небоскреба «Бурдж-Халифа»
Click to view
Один из самых известных трюков Тома Круза - покорение 828-метрового дубайского небоскреба «Бурдж-Халифа» в четвертой части
«Протокол Фантом». Для выполнения миссии его персонаж был вынужден выйти в окно и лезть по стенам самого высокого здания в мире с помощью технологичных перчаток, одна из которых почти сразу выходит из строя. Разумеется, в реальности перчатки никакими чудо-свойствами не обладали, а страховку ловко убрали специалисты по визуальным эффектам уже на постпродакшене. В студии сняли только момент с раскачиванием и разбиванием стекла, а всё остальное, включая неудачный прыжок в финале сцены, снимали на настоящем небоскребе. Круз карабкался по стеклянным стенам вверх, по ним же бегал вниз и по кругу - и это на высоте нескольких сотен метров. Ради этого трюка 48-летний Круз много тренировался в специально построенных декорациях, но на деле все оказалось не так просто. Сильный ветер мешал актеру выполнять даже простые маневры, и в результате он несколько раз врезался в здание. Однако на этом сложности не закончились. Оказалось, что вертолеты могут быть в воздухе только полчаса, а камеры IMAX быстро разряжаются, поэтому снимать покорение высотки пришлось в течение нескольких дней. Все усилия Круза и съемочной команды окупились сполна. История с «Бурдж-Халифа» - отличное доказательство безбашенности актера и его преданности делу. А еще это один из самых захватывающих моментов всей серии.
Том Круз цепляется руками за взлетающий самолет
Click to view
Эпизодом с «Бурдж-Халифа» Круз высоко задрал планку. Казалось, что бить этот рекорд будет уже нечем, но актер превзошел самого себя уже в следующей «Миссии». Во вступительной сцене
«Племени изгоев» Хант голыми руками хватается за дверь взлетающего самолета и вместе с ним поднимается в воздух на скорости 180 км/ч. Невыполнимо? Только не для Круза. От компьютерной графики и дублера актер наотрез отказался и, несмотря на все риски, смог убедить студию в готовности выполнить трюк самостоятельно. Ради идеального дубля Круз поднимался в воздух восемь раз, каждый полет занимал около шести минут. Актера надежно примотали тросом, но основными препятствиями были ветер и летящие навстречу мелкие камешки. Чтобы защитить глаза, использовали специальные линзы, а под костюм надели защитный жилет. Всё это снимала камера, которую закрепили на левом крыле самолета. В эпоху продвинутых компьютерных технологий трудно поверить, что кто-то решится на такой экстремальный полет по-настоящему, но это и отличает Круза от остальных голливудских актеров.
Том Круз задерживает дыхание под водой на шесть минут
Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Племя изгоев», реж. Кристофер МакКуорри, 2015
Ради съемок эпизода «Подводное ограбление» в пятой части «Миссии» актер научился задерживать дыхание на шесть минут. Круз тренировался со специалистами по фридайвингу и освоил технику, которая позволяет расходовать меньше кислорода. Хант должен был отправиться внутрь подводного хранилища данных, не имея доступа к воздуху. Это одна из самых невыполнимых миссий за всю историю кинофраншизы. На глубине нескольких метров герою приходится сражаться с мощными потоками воды и подводными конструкциями, которые то и дело мешают выполнить задание. Первоначальных трех минут не хватает - Хант теряет сознание и едва не умирает. Весь эпизод сняли одним дублем в резервуаре глубиной 6 метров, но на монтаже сцену порезали. Вставки с другими персонажами сделали эпизод более динамичным, но трюк в итоге потерял львиную долю реалистичности.
Том Круз совершает затяжной прыжок с высоты 7600 метров
Кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия», реж. Кристофер МакКуорри, 2018
С каждой частью франшизы «Миссия невыполнима» количество опасных трюков только увеличивается, а исполнитель главной роли старается и дальше удивлять зрителей. В шестом фильме с подзаголовком
«Последствия» Том Круз совершил один из самых экстремальных трюков - затяжной прыжок с парашютом из военного боинга. Такой прыжок называется HALO (High Altitude Low Opening), и выполняют его в основном военные во время спецопераций. Для него характерны большая высота, свободное падение и позднее раскрытие парашюта. Прыгал Круз с высоты 7600 м, а парашют раскрыл за 600 м от земли. Актер, как и всегда, тщательно готовился к процессу - тренировался в большой аэродинамической трубе и совершил больше сотни тестовых прыжков. Даже сломанная во время одной из предыдущих сцен лодыжка не помешала Крузу выполнить этот трюк. Его новый геройский подвиг снимал летящий рядом профессиональный каскадер-скайдайвер, к шлему которого прикрепили камеру. Основная сложность заключалась в том, что актеру и оператору нужно было всегда держаться рядом, чтобы получить хорошие кадры, а в день была только одна попытка.
Том Круз пилотирует вертолет
Click to view
Для съемок шестой части «Миссии» Круз освоил управление вертолетом, в том числе сложные фигуры высшего пилотажа. Он тратил по полдня на тренировки, суммарно налетал 2 000 часов и в короткие сроки получил права пилота. На съемках он самостоятельно вел однодвигательную модель вертолета Airbus H125 и был в полном восторге от этой машины. Съемочные камеры зафиксировали снаружи и внутри вертолета, чтобы показать, что все трюки и маневры актер делает сам.
Генри Кавилл энтузиазм коллеги, конечно, не разделил - вместо него за штурвалом Airbus BK17 сидел пилот-каскадер. Кроме профессионального пилотирования в эпизоде с вертолетной погоней, Круз демонстрирует отличную физическую подготовку, когда взбирается на борт летящего судна по свисающей веревке.
Том Круз прыгает на мотоцикле в ущелье
Click to view
Залогом успеха серии шпионских фильмов «Миссия невыполнима» стали зрелищные трюки в исполнении Круза. Чтобы поддерживать интерес зрителей, создатели намеренно делятся деталями экшен-сцен задолго до выхода новых частей в прокат. Премьера седьмого фильма запланирована на 2023 год, тем не менее видеоролик со съемок нового масштабного трюка появился в интернете еще в 2020 году. Недавно вышел и тизер-трейлер, в котором можно увидеть часть опасной сцены в финальной обработке. Суть трюка заключается в том, что Круз на мотоцикле мчится по высокому горному трамплину и совершает прыжок в ущелье. Он отпускает мотоцикл в воздухе, раскрывает парашют и приземляется. Несмотря на все сложности и риски, эпизод сняли всего за день. Без подготовки, разумеется, не обошлось - Круз несколько раз репетировал сцену до съемок. По словам актера, прыжок в ущелье - один из самых сложных трюков за всю его карьеру. Осталось дождаться премьеры, чтобы оценить масштабы зрелища.
Текст: Юлия Салихова